logo
От Рисина Конференции / АКт

Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления

Основной отличительной особенностью малых форм организации производства является высокая оборачиваемость ресурсов, что, в свою очередь, способствует увеличению доходной части бюджета, повышению уровня занятости, снижению социальной напряженности, формированию среднего класса общества. Особенно остро проявились неоспоримые преимущества малых предприятий перед крупными компаниями во время финансового кризиса. Именно в это время Правительство Российской Федерации, а следом за ним и региональные власти стали рассматривать малый бизнес в качестве «локомотива» экономического развития и антикризисного инструмента поддержки отечественной экономики. Отметим, что развитие малого бизнеса в России на современном этапе приобрело качественно новое содержание, в частности, произошло расширение сферы его функционирования. Если ещё каких-то 3-4 года назад границы использования малых предприятий определялись их участием в производстве наиболее простых в технологическом отношении видов продукции, то в современных условиях область их применения существенно расширилась. Так, например, довольно значительна роль малых предприятий в разработке и производстве наукоёмкой высокотехнологичной продукции. Это в свою очередь обусловило необходимость более активного использования потенциала малого бизнеса в отраслях оборонно-промышленного комплекса.

В условиях интеграции России в мировое экономическое пространство необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой малыми предприятиями продукции и эффективности их работы не вызывает никаких сомнений. Подчеркнём, что конкурентоспособность является важнейшим фактором обеспечения безопасности малого предприятия, т.е. его выживания в «суровых» рыночных условиях, а также является залогом его последующего и, как правило, более эффективного развития.

Основу конкурентоспособности малого предприятия, по нашему мнению составляет потенциал, заложенный в малом бизнесе и обусловленный следующими качественными характеристиками: гибкостью, мобильностью, оперативностью в принятии и выполнении управленческих решений, повышенной скоростью оборота капитала, ключевой ролью руководителя в деятельности предприятия и т.д. Следует отметить, что качественные характеристики малого бизнеса позволяют выявить и сформулировать факторы конкурентоспособности предприятий, работающих в данном секторе экономики. К числу таких факторов относят:

- социально-политический - возросшее значение малых предприятий в процессе социальной реструктуризации общества и формирования «среднего класса», его активная роль в смягчении ситуации на рынке труда, предупреждении тенденций поляризации общества, проявлении деловых качеств граждан, а также реализации его гражданских прав, росте реальных доходов населения;

- адаптационный - приспособляемость малых предприятий к жёстким, часто меняющимся условиям внешней среды, способность быстро перестраиваться исходя из запросов конкретных групп потребителей, быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах;

- региональный - вклад малого бизнеса в реструктуризацию региональной экономики и выравнивание уровней экономического развития территорий, обеспечение роста доходов занятого населения соответствующих уровней при ориентации деятельности малых предприятий на локальные рынки;

-интеграционный - возможность субъектов малого предпринимательства преодолевать политические, административные и экономические барьеры, воссоздавать утраченные и формировать новые кооперационные связи, встраиваясь в целостные производственно-технологические кооперационные системы с участием более крупных хозяйственных субъектов, в том числе в рамках финансово-промышленных групп.

Дальнейшее развитие малого предпринимательства в России (повышение конкурентоспособности и т.д.), как отмечают исследователи (Добронравов А.Н., Баличев Р59 ), будет происходить по пути взаимодействия, симбиоза малых и крупных предприятий. На наш взгляд, данное положение закономерно, тем не менее, нельзя забывать о необходимость и государственно-региональной поддержки, хотя бы в среднесрочной перспективе (5-10 лет). Таким образом, в процессе повышения конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности малых предприятий имеются следующие составляющие: во-первых, это само малое предприятие, так как без желания руководства данного предприятия ни о каком-либо повышении конкурентоспособности и эффективности деятельности не может идти и речи; во-вторых, это крупное предприятие (как региональное, так и всероссийское); в-третьих, это государственно-региональная поддержка, заключающаяся в предоставлении налоговых льгот (послаблений) и создании других более выгодных условий для малых предприятий (на среднесрочный период 5-10 лет).

Однако необходимо отметить, что основу развития малого предпринимательства и повышение его конкурентоспособности и эффективности работы составляют взаимоотношения - малого и крупного предприятия. Так неоспоримым преимуществом малого предприятия перед крупным является его способность к гибкости и лавированию. Ведь, чтобы крупному предприятию разработать и внедрить новую технологию, необходим продолжительный период времени (от нескольких месяцев до нескольких лет). В случае целенаправленного стимулирования работы малого предприятия по разработке новшеств гарантированными контрактами на их внедрение со стороны крупного бизнеса, будет иметь место рост эффективности деятельности действующего малого предприятия и всплеск появления множества субъектов малого бизнеса. Подобные контракты являются основой договорной формы сотрудничества - субконтрактации, подразумевающей под собой наличие головного предприятия - «контрактора» и множества, как правило, малых и средних предприятий - «субконтракторов», что способствует расширению сетей субподряда, облегчению старта новых малых предприятий и формированию кооперационных связей между небольшими и крупными компаниями60.

Особенно эффективно этот процесс развивается в инновационном бизнесе, порождая дополнительные конкурентные преимущества. При этом сам бизнес становится все более инновационным, во многом предопределяя инновационный характер самих форм конкурентоспособности малого предпринимательства. Так, например, за счет использования субконтрактной системы организации производства предприятия приобретают возможность рационального использования собственных производственных площадей, кроме того, передача части свободных площадей на условиях субконтрактного договора делает кооперационные взаимоотношения между партнерами стабильными, долгосрочными, что, в свою очередь, повышает заинтересованность сторон в осуществлении подобного взаимодействия. По нашему мнению, важным аспектом положительного влияния субконтрактной системы является стимулирование собственных усилий малых предприятий - субконтракторов в части расширения производственных мощностей, круга партнеров и повышения квалификации работников. Использованию субконтрактной системы производства малыми предприятиями препятствуют недостаток оборотных средств (как правило, денежных средств), что делает их в значительной степени зависимыми от условий, диктуемых контрактором, низкая степень возможностей доступа к информации о текущих заказах (так называемый «информационный вакуум»), требованиях заказчиков к уровню менеджмента и качества. На рис. 1 представлены мероприятия, способствующие развитию субконтрактации для повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности малых предприятий.

Рис. 1 - Мероприятия по развитию субконтрактации как фактора повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий малого бизнеса

Из рисунка 1 видно, что весь комплекс мероприятий включает в себя две составляющие: маркетинговую и производственную. Рассмотрение возможности практического внедрения мероприятий на региональном уровне, является одним из путей поддержки и дальнейшего развития малого предпринимательства, что в свою очередь, приведёт к повышению социально-экономического имиджа региона. Таким образом, повышение конкурентоспособности малого предпринимательства и эффективности его хозяйственной деятельности, по нашему мнению, возможно, прежде всего, за счёт обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, имущественной поддержки, а также облегчения доступа к новейшим технологиям.

Трунова Л.В.