logo
эк

10.3. Переход на мировые стандарты качества - непременное условие вхождения в мировое разделение труда

В мировой практике сегодня выделяют четыре уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции.

1. Управление качеством(quality control) как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.

2. Обеспечение качества(quality assurance) как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его - у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петли качества».

3. Общее руководство качеством (quality management) включает деятельность по управлению качеством и обеспечению качества, а также предусматривает разработку и реализацию по­литики предприятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества).

4. Всеобщее управление качеством (total quality management) подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия в целом с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц - сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.

Анализ особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет сделать следующие выводы. Первые три уровня применимы как к предприятию в целом, так и к его подразделениям, всеобщее управление качеством (четвертый уровень) - только к предприятию в целом. Уровни деятельности, начиная с обеспечения качества, затрагивают общие вопросы управления и относятся к сфере менеджмента. При этом обеспечение качества становится одним из базовых элементов менеджмента, делая его эффективным. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества», приведенной на рис. 9.2.

Понятие «петля качества» является центральным в организации всей деятельности предприятия по качеству, что нашло отражение в стандартах ИСО 9000. Игнорирование или недостаточное внимание к качеству на любом из этапов «петли качества» неминуемо приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия в целом. На рис. 2.2 приведены типичные этапы жизненного цикла продукции; учитываем при функционировании системы управления качеством. Характерной особенностью приведенной модели является то, что деятельность по управлению качеством начинается с маркетинга (исследования рынка) и, пройдя все этапы жизненного цикла продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ, начинающемуся также с маркетинга, но уже с учетом возможного изменения требований рынка (предпочтений и пожеланий покупателей). Сле­довательно, главным в обеспечении качества, обеспечивающего эффективную работу предприятия, является правильный выбор направления его деятельности позиции на мировом рынке, а также принятие необходимых мер, чтобы его продукция оставалась конкурентоспособной длительное время.

При рассмотрении направлений деятельности и функций управления качеством следует иметь в виду, что в международ­ном стандарте по терминологии (ИСО 8402) особо выделены два аспекта управления качеством: «общее» руководство качеством (quality management) и управление качеством как оперативная деятельность (quality control).

Рис. 10.2. Система качества и «петля качества»

Современная концепция управления качеством

В конце XX в. в мировом сообществе складывается совершенно новая ситуация как в экономике, так и в человеческих отношениях. Эта ситуация характеризуется тремя важными аспектами (новыми тенденциями), изменившими роль качества в развитии современного мира и отношение к нему.

Первая тенденция заключается в глобализации, интернационализации и открытости мирового рынка, ужесточена конкуренции на нем. Такой рынок сегодня не может ограничить ни одно правительство. На этом рынке более одного миллиарда покупателей. И только этот рынок устанавливает реалистическую шкалу оценки продукции и производителей. Конкуренция стала всеобщей, в ней практически могут участвовать все производители. Однако для достижения успеха необходимо существенно повысить качество и производительность конкретной продукции и предприятия, чтобы обеспечить его устойчивую позицию в отрасли и на рынке в целом.

Вторая тенденция вызвана повышением активности покупателей в развитии рынка («рынка покупателя») с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей и пожеланий. Это нашло отражение, прежде всего, в изменении ценностей с точки зрения потребителей.

Третья тенденция связана с изменением условий конкуренции на рынке. Это огромное новое экономическое явление, характеризующееся противоречивостью конкретных требований, кото­рые должен обеспечить производитель. С одной стороны, затраты предприятия, связанные с максимальным удовлетворением требо­ваний и пожеланий покупателя к качеству продукции; с другой - рыночная цена этого качества, которую может оплатить покупатель.

Качество является необходимым и объективным фактором, признаваемым рынком (оцениваемым, покупателем), обеспечивающим преуспевающее положение предприятия (фирмы). Внедрение новой концепции требует проведения обучения как по линии повышения квалификации управленческого персонала и специа­листов, так и по линии технической учебы всех исполнителей. Для реализации конкретных систем управления качеством необходимы разработка и внедрение практических методов и моделей, используя опыт внедрения систем качества по ИСО 9000.

Стандартизация и сертификация продукции и системы управления качеством

Последовательная и непрерывная интернационализация производств, рост числа фирм на зарубежных рынках способствовали разработке соответствующих международных нормативных документов и стандартов, регулирующих взаимоотношения продавцов и покупателей, характеристик продукции, обеспечения качества и других аспектов взаимоотношений участников международного обмена товарами и услугами.

В настоящее время существует два вида международных стандартов в области качества: стандарты на продукцию (спецификация продукции, спецификация производств, показатели качества, средства и методы контроля и т.д.) и стандарты обеспечения качества, связанные с поставщиком.

Первым международным стандартом был стандарт ISA (International Association of Standardization), выпущенный в 1929 году. В 1946 годусозданаМеждународнаяорганизацияISO (The International Organization for Standardization). В 1987 году этой организацией разработано семейство стандартов ISO9000. В основу этой серии стандартов были положены британские стандарты BSI5750 (одобренные Британским институтом стандартов), которые в свою очередь берут начало от американских стандартов качества на готовую продукцию MIL- Q9858 (при­няты Министерством обороны США в конце 1950-х годов). В настоящем пособии все ссылки на международные стандарты приводятся в русской транскрипции (т.е. стандарты ИСО 9000 и все их соответствующие элементы). Основными целями выпуска стандартов семейства ИСО 9000 являлись:

а) укрепление взаимопонимания и доверия между поставщиками и потребителями при заключении международных контрактов;

б) достижение взаимного признания сертификатов на системы качества, выдаваемых в разных странах соответствующими аккредитованными органами по сертификации на основании использования ими единых подходов и стандартов при проведении сертификации;

в) оказание содействия и методической помощи организациям различных масштабов и различных сфер деятельности в созда­нии эффективных систем качества.

Международные стандарты семейства ИСО 9000 устанавливают основные требования к созданию общих программ управления качеством (обеспечения качества) в промышленности и сфере обслуживания. Стандартами ИСО 9000 предусмотрены рекомен­дации для выбора той системы качества, которая требуется на предприятии с учетом конкретных условий, планируемых действий в области обеспечения качества и возможностей предприятия.

Созданию семейства стандартов ИСО 9000 предшествовал трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества - ИСО 8402. Структура стандартов ИСО 9000 версии 1987 года (с учетом ИСО 8402) приведена на рис. 10.3.

Рис. 10.3. Структура комплекса международных стандартов ИСО серии 9000

Стандарт ИСО 9000 определяет условия общего руководства качеством и совокупность стандартов по обеспечению качества.

Стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003 определяют различные модели обеспечения качества, в том числе:

ИСО 9001 - модель для обеспечения качества при проектировании, производстве и обслуживании;

ИСО 9002 - модель для обеспечения качества при производстве и монтаже;

ИСО 9003 - модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

Эти стандарты используются для контрактных ситуаций и для целей сертификации системы качества предприятия.

Стандарт ИСО 9001 является наиболее полным из трех стандартов, регламентирующих базовые модели системы качества предприятия, поглощая стандарты 9002 и 9003. Стандарт ИСО 9002 включает требования стандарта ИСО 9003.

Стандарт ИСО 9004 относится к общему руководству качеством и определению системы качества, в котором приведено описание всех элементов, рекомендуемых для применения в зависимости от варианта производственного процесса. В стандарте рассмотрены экономические аспекты качества, различные виды затрат, приведены рекомендации по проведению внутренних проверок качества для оценки готовности подразделений предприятия к стабильному обеспечению качества продукции, отвечающего требованиям спецификаций, стандартов и ожиданиям потребителей. Стандарт ИСО 9004 предназначен для решения задач в области внутреннего обеспечения качества и не должен использоваться в контрактных ситуациях и для целей сертификации.

Стандарты семейства ИСО 9000 получили международное признание в силу того, что они представляют собой объективный итог определения и обеспечения качества бизнеса. В них обобщенно содержание опыта хорошо организованной работы профессионально обученных и заинтересованных людей в сфере обеспече­ния качеством, ориентированным на удовлетворение потребителя и обеспечение конкурентоспособности, а также результативной и эффективной работы предприятия в целом. Кроме того, эти стандарты учитывают и базируются на общепризнанных принципах, методах и технологиях организации и управления современным производством, показавших свою практическую эффективность в двадцатом столетии.

При реализации всеобщего управления качеством на предприятии наиболее актуальной является проблема освоения отечественными предприятиями всех требований международных стандартов семейства ИСО 9000. Принципиальным отличием создаваемых на предприятиях систем качества, основанных на стандартах ИСО 9000, от существовавших ранее, является их четкая направленность на удовлетворение конкретных запросов потребителя. Международный опыт их создания и внедрения показывает, что в первую очередь они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности.

Приведенные стандарты семейства ИСО 9000 получили дальнейшее развитие на основе анализа предложений нацио­нальных организаций по стандартизации и опыта их применения в различных странах и сферах деятельности. В 1994 г. был завершен первый пересмотр стандартов семейства ИСО 9000 (версии 1987 г.). В состав версии 1994 г. вошло 16 стандартов, включая новые версии ранее выпущенных стандартов. Они отражают прогресс в области управления качеством и практический опыт применения стандартов семейства ИСО 9000 версии 1987 г. Стандарты этой версии включают три отдельных группы: базовые стандарты, стандарты поддержки и методические руководства. Архитектура и назначение стандартов семейства ИСО 9000 версии 1994 года приведены на рис. 9.4.

Рис. 10.3. Структура комплекса международных стандартов ИСО серии 9000

Группа базовых стандартов включает рассмотренные выше стандарты ИСО (9001, 9002, 9003, 9004) с учетом их новой редакции, регулирующие контрактные и неконтрактные ситуации.

Стандарты поддержки предназначены для оказания помощи: в выполнении деятельности, связанной с инспекцией системы качества предприятия (ИСО 10011/1, ИСО 10011/2 и 10011/3); в определении терминов (ИСО 8402 версия 1994 года), областей применения различных стандартов (ИСО 9000/1) и базовых характеристик системы метрологического обеспечения качества поставщика (10012/1). Принципиально новым положением версии 1994 года является определение четырех ключевых аспектов качества - качество, обусловленное спросом и проектированием продукции, а также соответствием продукции проекту и обусловленное материально-техническим обеспечением.

Методические руководства представляют собой документы по оказанию помощи: в практическом применении базовых стандартов (ИСО 9000/2,9000/3 и 9000/4); в применении стандарта ИСО 9004/1 для системы качества в сфере услуг (9004/2), управления качеством перерабатываемых материалов (9004/3) и непрерывного улучшения качества внутри организации (9004/4); в подготовке Руководства по качеству (ИСО 10013); в подготовке и применении планов качества (ИСО 1005), обеспечения качества в перспективном управлении (ИСО 1006), конфигурации управления качеством (ИСО 1007), персональ­ной ответственности за определение потребностей потребителя и последующее их удовлетворение (ИСО 10014).

Стандарты ИСО 9000 приняты в качестве национальных в различных модификациях более чем в 100 различных странах, включая США, Японию, Англию, Германию, Францию, Данию и др. Во всех случаях (модификациях) содержание стандартов включает требования к Системе качества компании (предприятия) какосновное условие для достижения стабильного качества выпус­каемой продукции.

Система качества определена стандартами семейства ИСО 9000 как инструмент для управления и обеспечения качества про­дукции предприятия. Она охватывает большинство методов и установившийся порядок в работе предприятия, а также распределение и практическую реализацию ответственности для обеспечения качества продукции, требуемого потребителем. Стандарты опреде­ляют требования к оформлению документации на систему каче­ства и ее основные элементы (подсистемы), которая является необ­ходимым условием сертификации системы качества поставщика.

Координацию работ по сертификации систем качества пред­приятий (организаций) осуществляет Международная организация по стандартизации (ISO), разработавшая стандарты семейства ИСО 9000 и осуществляющая их развитие. Она является неправительственной организацией, имеющей статус специализированной орга­низации ООН, со своим аккредитованным центром в Женеве. Со­трудничество с этой организацией осуществляется через национальные органы по стандартизации (например, США - Аме­риканский Национальный институт стандартизации; Англия-Бри­танский институт стандартов; Россия - Государственный комитет по стандартизации). В Республике Беларусь таким органом является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Беларуси. Процедуры и порядок сертификации продукции и систем качества установлены отечественными и меж­дународными нормативными документами.

Переход на мировые стандарты отечественных предприятий

Глобализация ставит перед нашими предприятиями необ­ходимость вхождения в мировое разделение труда. Для этого про­мышленный комплекс страны располагает достаточно мощным по своим масштабам и структуре производственным потенциалом, а также технологическими возможностями. Развитию потен­циала способствует реализация Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, предусматривающая в качестве приоритетов экспортно-ориентированные и импортозамещающие, высокотехнологичные и наукоемкие отрасли промышленности. Для этого предусматривается довести удельный вес прогрессивных технологий в 2005 году до 25 %, в 2010 - до 50-60 %. Удельный вес производству и VI технологических укладов должен составлять, соответственно, 15 и 35 % (против 8-9 % за 2002 год).

Такой рост технологического потенциала должен сопровождаться систематическим увеличением удельного веса сертифицированной по мировым стандартам продукции в общем объеме промышленного производства, который необходимо довести в 2005 и 2010 годах, соответственно, до 60-70 % и 80-90 %.

Хотя в целом наметились положительные тенденции, при­ходится констатировать, что появились определенные трудности с реализацией намеченных Программой рубежей. По многим номенклатурным позициям выпускаемой продукции недостигаются технико-экономические параметры мировых аналогов, что затрудняет их сбыт.

Для этого имеется ряд объективных и субъективных причин. Нам же хотелось бы остановиться на недооценке значения стандартизации и унификации продукции нашими товаропроизводителями.

Прежде всего, это медленный перевод наших предприятий на международные стандарты серии ИСО 9000 и ИСО 14000. Вместо 50 % охвата предприятий, предусмотренного Программой, мы имеем менее 5 % охвата (756 предприятий на 1.01.04 и, примерно, 1000 на 1.01.05 год).

Такая ситуация имеет следующие негативные последствия:

- отсутствие системного подхода к обеспечению качества продукции закрывает ей путь на рынок развитых стран по мировым ценам, что дает значительные экономические потери;

- консервирует несовершенную организацию производства и структуру управления предприятия;

- делает невозможным проведение унификации производственной программы предприятия;

- не дает возможность предприятию внедрять информационные технологии управления ERP, MRP;

- не дает возможность участвовать в мировом разделении труда по кооперированным поставкам, так как международные связи осуществляются на языке стандартов ИСО;

- делает невозможным обеспечивать сервисное обслуживание на уровне мировых фирм, например, ремонт изделия в течение 24 часов в любом месте планеты;

- в марте 2005 года Совет Министров Республики Беларусь принял Постановление № 314 о разработке и внедрении в промышленности CALS-технологий. Без 100 %-го охвата пред­приятий сертификацией по ИСО 9000 внедрение этой новейшей технологии невозможно;

- без перехода на международные стандарты невозможно внедрить принцип Паретто в процесс создания совершенных образцов наукоемкой продукции.

Принцип Паретто в данном случае предусматривает то, что 20 % деталей и узлов обеспечивают создание «облика» изделия, а остальные 80 % выступают во вспомогательной роли, поступают по кооперации и состоят из унифицированных деталей общего применения.

Это дает возможность осуществлять быструю сменяемость изделий потому, что вести подготовку производства нужно только 20 % деталей. Этот принцип помогает выдерживать второй важнейший показатель конкурентоспособности - производить ремонт своего изделия в любом месте мира в течение 24 часов, так как в таком случае нужно обеспечить производство и поставку в сервисные центры 20 % деталей и узлов, а остальные ремонтники приобретут на месте. Поэтому конструкторскими службами предприятий должна быть проделана работа по унификации с таким расчетом, чтобы коэффициент унификации равнялся 0,8, т.е. оригинальных деталей в новом изделии предприятия было не более 20%. Эта работа требует больших усилий, но без ее проведения нельзя производить продукцию мирового уровня. Такая деятельность может входить вначале в противоречие с Программой импортозамещения, если освоение этих деталей и узлов для кооперированных поставок внутри Беларуси будет осуществляться не на уровне мировых стандартов, т. е. опять нужны 100 % охвата всех фирм стандартами ИСО.

Общеизвестно, что за последние два десятилетия период нахождения изделия в производстве сократился в 3-5 раз, а сред­няя продолжительность цикла технологической подготовки производства (ТПП) увеличилась в 2-3 раза. Таким образом, рост трудоемкости и сложности требует коренных изменений методов подготовки, их совершенствования.

Технологическая унификация позволяет значительно сократить сроки и стоимость ТПП. Чтобы полнее задействовать ее, нужна опять-таки значительная конструкторская унификация.

В технологической унификации выделены два основных направления:

1) типизация технологических операций и процессов;

2) групповой метод обработки.

Унификация технологии изготовления и контроля изделий, стандартизация технологической оснастки и оборудования. Это основные пути, которые позволяют фирмам приобрести стратегическую составляющую конкурентоспособности.

Нам представляется, что нужна Программа сертификации, унификации на уровне страны, которая бы предусматривала переход на мировые стандарты в течение ближайших 3-5 лет. На это должны быть нацелены усилия как субъектов хозяйствования, так и министерств и ведомств.