66.Свободная или совершенная конкуренция. Её достоинства и недостатки.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаки совершенной конкуренции:
-
бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
-
однородность и делимость продаваемой продукции
-
отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
-
высокая мобильность факторов производства
-
равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.
В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству.
Особенности совершенной конкуренции. О модели совершенной конкуренции мы уже имеем определенное представление. Остановимся на ее особенностях более подробно.
Во-первых, все фирмы являются ценополучателями. Количество фирм в отрасли настолько велико и каждая из них производит настолько малую часть отраслевой продукции, что она никак не может повлиять на ее цену. В результате она сталкивается с горизонтальной линией спроса, высота которой измеряется заданной рынком ценой.
Во-вторых, полностью свободный (ничем не ограниченный) вход новых фирм в отрасль. При этом подчеркнем, что это относится к длительному периоду, так как учреждение новых фирм требует времени. Одновременно такой вход предполагает полную подвижность всех ресурсов. Если в какой-либо отрасли, например, более высокая прибыль, то туда беспрепятственно перемещается капитал. Если же в ней более высокая оплата за тот же труд, то дополнительные количества труда перетекают в нее, не встречая никаких препятствий на своем пути.
В-третьих, все фирмы производят полностью идентичные (однородные, стандартизированные) продукты. Это означает, что здесь нет места разновидностям одного и того же продукта, следовательно, нет сортов, марок, товарных знаков, рекламы.
В-четвертых, и продавцы, и покупатели обладают полной информацией о рынке. Так, покупатели знают все о продукте (его свойствах, качестве), рыночных ценах. Продавцы же также располагают полными знаниями о издержках, ценах, спросе и прибылях.
Все перечисленные особенности совершенной конкуренции позволяют еще раз указать на то, что в жизни можно встретить только некоторое приближение к этой модели. В то же время с появлением новой экономики – так называемой «Интернет-экономики» – модель совершенной конкуренции стала значительно ближе к реальности
- 1.Предмет теории принципы экономики. Эволюция взглядов на предмет
- 2. Экономические категории и законы
- 4. Социально-экономические системы, критерии их классификации
- 5. Экономическое содержание собственности: объекты и субъекты собственности
- 6. Экономическая теория прав собственности.
- 7.Альтернативные теории стоимости.
- 8.Стоимость как экономическая категория. Формула стоимости товара
- 9. Производство и воспроизводство. Простое и расширенное произ-во
- 10. Производство и его факторы. Подходы к анализу факторов произ-ва
- 11,Эффективность использования факторов произ-ва. Закон убывающей производителельности.
- 12. Денежная система и ее эволюция
- 13, Структура и виды рынков. Функции рынка
- 14.Цена и ее функции. Виды цен
- 15. Закон спроса и предложения. Равновесная цена
- 16.Эластичночность спроса и предложения: понятие и виды
- 17. Концуренция. Сущность,виды и формы
- 18. Монополистическая конкуренция
- 19. Теории капитала. Сущность капитала
- 20,Кругоооборот и оборот капитала. Функуиональные формы капитала
- 21, Накопление капитала: сущность, цель, источники
- 22.Предпринимательство и бизнес: характерные черты, источники финансирования
- 23. Особенности предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
- 24. Аграрное производство: особенности организации в условиях рынка.
- 25. Рентные отношения.Виды ренты
- 26. Сущность издержек. Виды издержек и их классификация.
- 27.Теории макроэкономического равновесия.
- 29.Теория экономических циклов. Виды циклов. Причины циклического характера развития экономики.
- 31.Экономический смысл кривой производственных возможностей.
- 32. Сущность денег, функции денег.
- 33.Инфраструктура рынка: сущность, основные элементы.
- 34.Рыночная система и ее элементы.
- 35. Теория прибыли. Функциональные формы прибыли, факторы их максимизации.
- 36.Заработная плата: экономическая природа. Различные концепции заработной платы
- 37.Основной и оборотный капитал: структура, особенности
- 38.Конкуренция и ее экономическая роль.
- 39.Кредит: содержание, функции и формы. Принципы кредитования.
- 40.Предпринимательство как вид деятельности. Классические признаки предпринимателя.
- 42.Франчайзинг и венчурное предпринимательство: характеристика, роль в современной экономике.
- 43.Характерные черты социально – ориентированной рыночной экономики.
- 44.Экономический рост. Типы и факторы экономического роста.
- 45.Накопление капитала: сущность, основные направления использования.
- Товарное производство: характерные черты, условия возникновения.
- Ограниченность ресурсов. Границы производственных возможностей.
- Товар и его свойства.
- Промышленной цикл и его фазы.
- Безработица и её виды. Экономические и социальные издержки безработицы. Виды безработицы
- Агропромышленный комплекс: структура, принципы организации.
- Инфляция: сущность, причины возникновения, виды.
- Социально-экономические последствия инфляции.
- 61. Раскройте понятие «свобода» в условиях рыночной экономики.
- 62.Основное экономическое противоречие – характер влияния на экономику.
- 63.Редкость ресурсов – проблемы использования в современной экономике.
- 64.Справедливое распределение благ в условиях рыночной экономики: сущность, способы реализации.
- 65.Процесс глобализации – особенности влияния на развитие национальной экономики.
- 66.Свободная или совершенная конкуренция. Её достоинства и недостатки.
- 67. Методы анализа экономических явлений.
- 72.Национальное богатство: понятие, структура Национальное богатство.
- Защита конкуренции
- Сглаживание макроэкономических колебаний
- Пресечение асимметричной информации
- 78. Импорт капитала: основные причины и направления эффективного использования
- 80 . Первоначальное накопление капитала: источники и цель формирования
- Капитал, формирование первоначального капитала.
- 81. Социально – ориентированный рынок: понятие, особенности реализации
- 82. Кривая Лаффера – особенности влияния налоговой политики на рост производства и доходов
- 83. Понятия: благо, экономическое благо, продукт, товар, услуга.
- 88. Доходы населения: виды и источники формирования
- 89. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции