logo
Экономика КурсЛ

Рыночный механизм и его элементы. Конкуренция как элемент рыночного механизма

Механизм рыночной саморегуляции включает три элемента:

цены; спрос и предложение; конкуренцию.

Цены играют роль ориентира для производителей и покупателей: производителям они помогают принимать решения об объемах производства, о выборе технологий с учетом допустимого уровня издержек производства; потребителям – принимать решения о приобретении товаров и услуг при данном уровне дохода.

Спрос – представленная на рынке потребность в товарах и услугах, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и имеющихся доходах, то есть платежеспособный спрос.

Предложение – количество товаров и услуг, которое может быть предоставлено для продажи по данной цене.

Цена равновесия – это цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

Более подробно эти элементы рыночного механизма будут рассмотрены при изучении теории спроса и предложения в разделе «микроэкономика». В данной теме рассмотрим третий элемент рыночного механизма – конкуренцию.

Конкуренция (от латинского concurrere – сталкиваться) – это соперничество на рынке за лучшие условия производства, купли, продажи.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий товаропроизводитель стремился создать для себя (часто в ущерб остальным участникам рыночного обмена) наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. В современных условиях конкуренция выступает важнейшим средством развития, но все в большей степени предполагает не только соперничество, но и кооперацию фирм.

Принято различать конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей. Если производство и предложение товара больше, чем спрос на него, то есть имеется избыток данного товара, мы имеем дело с конкуренцией продавцов. Если же спрос превышает предложение, то есть имеется дефицит товара, конкурируют покупатели.

В экономической теории известно несколько трактовок конкуренции: поведенческая, структурная, функциональная109.

Поведенческая трактовка изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. При этом основным методом конкурентной борьбы он считал изменение цен.

В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ее видения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется «свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров». Маркс различал две формы конкуренции: внутри- и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение прибыли, большей, чем нормальная, то есть сверхприбыли. Результатом внутриотраслевой конкуренции является формирование общественно - необходимых затрат труда на производство данного товара, то есть сведение индивидуальных стоимостей в средневзвешенную рыночную стоимость, лежащую в основе рыночной цены (в результате действия закона стоимости). Внутриотраслевая конкуренция обусловливает неравенство норм прибыли у отдельных предпринимателей в зависимости от разницы между индивидуальными и общественно - необходимыми затратами труда. Этот вид конкуренции имеет и положительные, и отрицательные последствия. С одной стороны, конкуренция приводит к дифференциации товаропроизводителей, в том числе и к разорению некоторых из них. С другой стороны, конкуренция стимулирует инновационную деятельность, использование достижений технического прогресса в производстве, заставляет производителей гибко и своевременно реагировать на изменение в спросе. Вместе с тем, конкуренция тормозит развитие предприятий, так как отвлекает крупные средства на охрану коммерческой тайны (и промышленный шпионаж), на рекламу, PR, другие непроизводительные цели.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

В силу влияния ряда объективных факторов (см. п.5.4 и п. 6.3. об органическом строении капитала), норма прибыли в разных отраслях отличается. Однако каждый предприниматель, независимо от отрасли приложения своего капитала, стремится получить прибыль не меньшую, чем другие предприниматели. В условиях свободной конкуренции это приводит к переливу капитала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли. В результате межотраслевой конкуренции и межотраслевого перелива капитала формируется одинаковая для всех средняя норма прибыли. Каждый капиталист получит среднюю прибыль:

ср = ′ х К, (8.1)

где Р′ср – средняя норма прибыли, К –авансированный капитал.

Образование средней нормы прибыли является результатом перераспределения совокупной прибыли между предпринимателями по принципу «равная прибыль на равный капитал».

Превращение прибыли в среднюю прибыль приводит к тому, что товары продаются не по стоимости, а по «цене производства». Цена производства (ЦП) включает в себя издержки производства (ИП) и среднюю прибыль ср):

ЦП = ИП + Рср (8.2)

В условиях монополистического капитализма, когда свободная конкуренция между производителями отсутствует, товары, произведенные монополиями, продаются по монопольно высоким ценам, включающим издержки производства и монопольную сверхприбыль, а покупаются товары (например, сырье) монополиями по низким ценам, которые могут быть равны или даже ниже издержек их производителей. Крайний случай, когда у мелких товаропроизводителей имеется только один крупный покупатель, диктующий им закупочные цены, называется монопсонией.

Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют свои условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет. «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам», - считает современный американский экономист П.Хайне.

В духе поведенческой трактовки в XIX и, особенно, в XX веках получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции: монополистической конкуренции, олигополии и монополии. В современной западной экономической науке термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании (эти типы рынков более подробно рассматриваются в разделе «микроэкономика»).

При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Так, Ф.Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы. К настоящему времени эта позиция стала общим местом в учебниках. В частности, в популярном в России курсе «Экономикс» К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю говорится, что «конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его». В центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае – об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.

Третий подход к определению конкуренции - функциональный. Он описывает роль, которую конкуренция играет в экономике. Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.

Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее «процедурой открытия». По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Скажем, в условиях типичной для реального рынка нехватки информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться нескольких возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция «открывает», какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик.

Каждая из трактовок конкуренции имеет познавательное значение.

Основные методы конкурентной борьбы могут быть сгруппированы в экономические и неэкономические, силовые. Экономические методы: лишение конкурентов сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов и лицензий, технологических разработок, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, конкуренция новизной и качеством товаров, ценовые методы (применение монопольно высоких и монопольно низких цен, бросовых, демпинговых цен, другие варианты ценовой дискриминации), неценовые методы (конкуренция по продукту, конкуренция по условиям продаж, продажа товаров в рассрочку, лизинг).

К неэкономическим методам относятся промышленный шпионаж, судебные преследования, а также уголовные методы – поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, государственные перевороты в странах-конкурентах.