logo
эк отрасли / Uchebnoe_posobie_2003g

Заключение

Актуальность рассмотрения отраслевого аспекта формирования национальной экономики определяется необходимостью комплексного подхода к изучению предмета, который предполагает дополнение макроэкономических показателей определенной отраслевой спецификой. Изучение отраслевой структуры экономики России, рассмотрение процесса ее эволюции становится важной задачей в условиях развития рыночных отношений. Уточнение места отрасли в национальной экономике, ее роли и значения позволяет определить направления дальнейшего совершенствования деятельности субъектов хозяйствования.

Постиндустриальную стадию производства в развитых странах часто определяют как «экономику услуг», и для этого имеются веские основания. В этот период еще отчётливее проявляется одна из главных закономерностей общественного развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение её хозяйственных позиций. Но роль этого сектора в современной экономике связанна не только и не столько с его преобладанием в структуре хозяйства. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т. п. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие постиндустриального общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.

Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере интеграции экономики страны в мировое экономическое пространство происходит развитие импорта и экспорта услуг, появление принципиально новых технологических основ функционирования целого ряда услуг, в том числе информационных.

Происходит все большее расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг. При этом рыночные услуги занимают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг. Сфера услуг выступает одной из наиболее благоприятных отраслей для бурного развития предпринимательской деятельности. В учебном пособии определена роль отраслей сферы услуг в современной экономике.

Из большого комплекса услуг особое место в учебном пособии уделено одному из крупнейших секторов – бытовому обслуживанию населения. Реформирование российской экономики не могло не отразиться на сфере бытового обслуживания населения. Реальностью стала свобода предпринимательства, демократизация экономических отношений, появилось множество предприятий, предлагающих широкий спектр разнообразных услуг.

Своевременное и качественное удовлетворение потребностей людей в бытовом обслуживании – существенный фактор роста производительности труда и повышения эффективности общественного производства, увеличения реальных доходов населения и объемов розничного товарооборота, улучшения морально-психологического климата в коллективах. Все перечисленные характеристики можно отнести и к сфере услуг в целом. Особое значение имеет рассмотрение в учебном пособии научно-технических и экономических перспектив развития отраслей сферы услуг. Будущие специалисты экономического профиля должны представлять основные направления государственной политики в отношении отраслей сферы услуг, дальнейшие тенденции ее роста, закономерности функционирования. Они также должны уметь выявлять резервы и разрабатывать направления совершенствования деятельности предприятий, оказывающих услуг, чему во многом способствует настоящее учебное пособие.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Закон Российской Федерации от 22.03.91 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 6.

  2. Федеральный Закон Российской Федерации от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Экономика и жизнь. 1995. № 35.C. 28-30.

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.95 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" // Экономика и жизнь.1995. № 50. С.22-23.

  4. Федеральный Закон от 6.05.98г. № 70-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»» // Экономика и жизнь. 1998. № 20. С.13.

  5. Постановление Госстандарта России от 6 августа 1993 г. № 17 "О введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" // Российская газета. 1993. № 20.

  6. Алешин Б. С. Эффективное использование результатов научно-технической деятельности в экономике России // Наука и промышленность России. 2001. № 2. C.29-34.

  7. Арановский К. В. Мифология и мировоззрение в соотношении с государственно-правовым регулированием // Журнал российского права. 2002. №9. С.84-92.

  8. Баргиновский К. А. Основные черты современного механизма научно-технического развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5. С.6-9.

  9. Безруков В. Конъюнктура инвестиционного рынка // Экономист. 2001. № 7. С.3-8.

  10. Безруков В. Б. Перспективы экономического развития и НТП // Наука и промышленность России. 2001. № 11. С.57-60.

  11. Безруков В, Новосельский В. Потенциал экономического развития и НТП // Экономист. 2002. № 1. С.3-6.

  12. Беляев Л. С. Низкие цены нужны лишь потребителям // ЭКО. 2002. № 8. С.2-11.

  13. Блинов А. Инвестиции, как инструмент экономической региональной политики // Промышленность России. 2000. № 12 (44). С. 52-57.

  14. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Юристъ, 2001. 568 с.

  15. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики. 2000. № 11. С. 13-27.

  16. Голубков Е. П. Проектирование элементов комплекса маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6. С. 98-118.

  17. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.

  18. Грицына В. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. 2000. № 3. С. 8-20.

  19. Губкин А. Реформирование и развитие отраслевых межрегиональных структур // Экономист. 2000. № 11. С.54-59.

  20. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности: Учебное пос. М.: Нолидж, 1996. 312 с.

  21. Даурский А. Интеграция обеспечила модернизацию // Экономист. 2001. № 5. С. 42-48.

  22. Дремина Г. А. Бытовое обслуживание населения в условиях трансформации экономики / Актуальные проблемы экономической теории и предпринимательства: Международный сборник научных трудов / Отв. Ред. Г. М. Самошилова. Омск: Омск. Госуниверситет. 2001. С. 120-122.

  23. Дремина Г. А., Лисовая Н. М. Сфера услуг в новых условиях налогообложения // Омский научный вестник. № 12. 2000 г. С. 138-141.

  24. Емельянов С. Конкурентоспособность отраслей Российской экономики // Человек и труд. 2002. № 5. С.17-21.

  25. Есипов В. Е. Цены и ценообразование / Под ред. Строгановой Е. С-Пб: Санкт-Петербург, 2001. 464 с.

  26. Ковалев А. И., Ковалев В. А. Менеджмент и маркетинг сферы услуг. Омск: Изд-во ОГПУ, 2001. 267 с.

  27. Кочетков Г. Научно-техническая политика новой России // Человек и труд. 2001. № 1. С.19-25.

  28. Кротков А. М., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6. С.59-68.

  29. Крохина Ю. Субъективный произвол // Муниципальная власть. 2001. № 5. С. 38-42.

  30. Курьеров В. Г., Аукционек С. П. Тенденции развития экономики России в 2001 г. // ЭКО. 2001. № 6. С.3-22.

  31. Литвинцева Г. П. Цены и рентабельность производства в отраслях российской экономики // Вопросы статистики. 2002. № 6. С.7-14.

  32. Ляпина С. Слияния и поглощения – признак развитой рыночной экономики // Рынок ценных бумаг. 1998. № 8. C.20-25.

  33. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. М.: Инфра-М, 2001. 528 с.

  34. Маковецкий М. Особенности инвестиционного процесса в России.// Инвестиции в России, 2001. № 2. С.26-30.

  35. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник для вузов. Под редакцией Алексунина В. А. М.: Маркетинг, 2001. 516 с.

  36. Мовсесян А. О. стратегии государственного регулирования экономики // Экономист. 1998. № 10. C.22-23.

  37. Мухин А. В. О концепции формирования производственных структур на переходном этапе экономических реформ // Промышленность России. 1998. № 3. C.22-24.

  38. Немченко Г., Донецкая С., Дьяков К. Диверсификация производства: цели и направления деятельности // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. C.16-24.

  39. Никологорский Д. Ю. Крупные интегрированные структуры в промышленности // ЭКО. 1997. № 11. C.70-84.

  40. Орусов Д. В. Факторный анализ причин инфляционного процесса в Российской экономике // Финансы и кредит. 2002. № 3. С. 2-5.

  41. Осутин А. С. Роль ФПГ в реализации инвестиционных программ. Сб. науч. тр.: Цикличность как форма экономической динамики. Структурная и инвестиционная политика. СПб: СПГУЭиФ, 1997. 256 с.

  42. Петраков Н. Антиинфляционная инвестиционная политика –стратегия экономического развития России // Рынок ценных бумаг (приложение). 2000. С.72-74.

  43. Пименов В. Формирование конкурентной стратегии предприятия // Стандартизация и качество. 2002. № 6. С.62-68.

  44. Плышевский Б. Структура производства // Экономист. 1997. № 12. C.28-36.

  45. Порошина Н. Учет инфляции при принятии финансовых решений // Маркетинг. 2000. № 1. С. 113-116.

  46. Салимжанов Н. К. Государственная политика цен: содержание и задачи // Финансы. 2002. № 4. С.64-66.

  47. Силуанов А. Г. Федеральный бюджет и экономическая политика в 2002 году // Финансы. 2001. № 9. С.3-6.

  48. Стаханов В. Н. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие для вузов. М.: Экспертное бюро, 2001. 155 с.

  49. Тарасов А. М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 26-36.

  50. Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков. М.: ТЕИС, 2000.

  51. Томан О. О направлениях развития антимонопольного регулирования // РЭЖ. 1998. № 1. C.13-14.

  52. Ценообразование: определение рыночной цены, учет, налоги // Бух. приложение к газете «ЭиЖ». 2002. № 16. С. 3-6.

  53. Шрайбер К., Герпотт Т. Скорость организационной интеграции приобретенных предприятий // Проблемы теории и практики управления. 1994. №5. C.85-90.

  54. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О. М. Волкова: ИНФРА-М, 1998. 41с.

  55. Экономическая теория: Учебник / Под редакцией И. П. Николаевой М.: Проспект, 2001. 448 с.

  56. Юхнович В. Без вертикальной интеграции работать не возможно // Экономист. 2001. № 10. С.20-28.

  57. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник для вузов, 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 1999. 320 с.

  58. Якутин Ю. Корпоративные структуры: принципы анализа эффективности и вариант типологизации // РЭЖ. 1998. № 4. C.28-35.

  59. Ясин Е. Экономический рост как цель и как средство // Вопросы экономики. 2001. № 9. С.4-14.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1