logo
В редакцию 2 вариант

6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия

Деятельность любого предприятия направлена на получение прибыли. Достижение этой цели во многом зависит от правильного понимания категории «издержки». Прежде всего необходимо разобраться с такими понятиями как «затраты» и «издержки». Отождествление этих понятий может происходить, если известна их суть. Затраты – это материальное (физическое) выражение издержек, в то время как издержки есть денежное выражение затрат. Таким образом, если речь идет о физических единицах измерения (кг, шт, л и т.д.), то мы говорим о затратах, если же о стоимостных (руб., коп.), то об издержках.

Важно также понимать, с чьей точки зрения мы будем рассматривать издержки производства и реализации продукции. Существует два основных подхода к данному вопросу: бухгалтерский и экономический. Бухгалтерский подход характеризуется использованием в работе первичных документов. Основная функция бухгалтера заключается в учете уже свершившейся операции. Таким образом, бухгалтер работает с прошлым и учитывает только те издержки, которые были произведены в денежной форме и имеют документальное подтверждение. Деятельность же экономиста связана с планированием и прогнозированием будущей деятельности предприятия. Безусловно, в своей деятельности экономист также использует данные бухгалтерского учета, но лишь как часть системы анализа деятельности предприятия. Всем известно, что ресурсы, вовлекаемые в процесс производства, имеются в ограниченном количестве, и их использование в производстве альтернативных товаров имеет разную эффективность. Экономисту необходимо учесть в своем анализе издержек упущенную выгоду, равную разнице между наиболее эффективным способом использования этих ресурсов и существующем на текущий момент. Таким образом, все издержки можно подразделить на явные и неявные, анализ которых приведет нас к экономическим и бухгалтерским.

Явные издержкиэто денежные выплаты поставщикам факторов производства, к ним относят заработную плату, ренту, арендную плату, стоимость капитала, оплату услуг и т.д. Эти издержки отражаются в бухгалтерской отчетности и поэтому их называют бухгалтерскими.

Неявные (внутренние)это издержки, которые не осуществлены в денежной форме, но связаны с факторами производства, находящимися в собственности предприятия. Другими словами речь идет об упущенной выгоде от наиболее эффективного использования данных факторов. Данный вид издержек будет использоваться при определении экономической прибыли.

Приведем пример: вы открываете магазин в принадлежащем вам помещении, при этом на закупку товара вы потратили 5 млн. рублей. Какую прибыль вы получите, после реализации этой партии товара за 7 млн. рублей? На первый взгляд ответ очевиден – 2 млн. рублей. Но это и есть бухгалтерский подход к определению издержек, включающий лишь явные издержки. На самом же деле вы вложили намного больше 5-ти миллионов, а именно:

  1. если бы вы не открыли магазин, то могли бы сдать свое помещение, за 1 млн рублей;

  2. если бы вы не открыли магазин, то могли бы пойти работать в другую фирму с заработной платой 1 млн рублей;

  3. если бы вы не открыли магазин, то могли бы положить деньги на депозит в банк, заработав 12% годовых (если речь в примере идет о месячном отрезке, то заработок составит 50 тыс. рублей).

Сложив полученные результаты, получаем 2 миллиона 50 тысяч рублей упущенной выгоды или неявных издержек.

Экономические издержки в свою очередь определяются как сумма явных и неявных издержек. Возвращаясь к нашему примеру, с точки зрения экономиста получаем убыток, равный 50 тысячам рублей.

Необходимо также рассмотреть издержки в зависимости от сферы их возникновения. По этому признаку их можно подразделить на издержки производства и издержки обращения.

Издержки производства – это денежные выплаты, связанные с производством продукта.

Издержки обращения – это издержки связанные с реализацией продукта. Издержки обращения подразделяются на дополнительные и чистые. Дополнительные издержки обращения связаны с доведение товара до потребителя и включают затраты на упаковку, транспортировку, расфасовку и т.д. Эти издержки увеличивают стоимость товара. Чистые издержки обращения – это затраты непосредственно на реализацию товара: заработная плата торговых работников, расходы на рекламу, содержание торговых площадей.

Далее рассмотрим издержки в различные временные периоды. Обычно выделяют краткосрочный и долгосрочный периоды.

В краткосрочном периоде все издержки можно подразделить на постоянные и переменные. Постоянные (FC fixed costs) – это издержки, величина которых не зависит от объема производства. Переменными (VC variable costs) называют издержки, которые изменяются вслед за изменением количества производимой продукции. Анализ переменных издержек осложняется тем, что часть переменных издержек может находиться в прямо пропорциональной зависимости от объема производства, в то время как другие имеют некоторые отклонения в пропорциональности. Сумма постоянных и переменных издержек получила название валовых или общих издержек (ТСtotal costs).

Также необходимо выделить предельные издержки (МС marginal costs) – это издержки показывающие прирост общих издержек на единицу прироста продукта.

Представим наши издержки в виде формул:

ТС = FC +VC

МС = изменение ТС / изменение Q;

где Q (quantity) – количество произведенной продукции.

С предельными издержками связан закон убывающей производительности переменного фактора. Он гласит, что при увеличении использования переменного фактора с учетом постоянства всех других факторов производства отдача от этого фактора постепенно сокращается, т.е. падает его производительность.

Для дальнейшего анализа необходимо выделить средние издержки:

  1. средние общие издержки (АТС)

ATC = TC / Q

  1. средние постоянные издержки (АFC)

АFC = FC / Q

  1. средние переменные издержки (AVC)

AVC = VC / Q

Рассмотрим динамику изменения издержек на примере (Таблица 6.1.)

Таблица 6.1.

Динамика изменения издержек

Количество произведенной продукции, Q

Издержки

Постоянные FC

Переменные VС

Общие ТС

Средние постоянные AFC

Средние переменные AVC

Средние общие ATC

Предельные издержки МС

0

15

-

15

-

-

-

-

1

15

9

24

15,00

9,00

24,00

9

2

15

17

32

7,50

8,50

16,00

8

3

15

24

39

5,00

8,00

13,00

7

4

15

30

45

3,75

7,50

11,24

6

5

15

37

52

3,00

7,40

10,40

7

6

15

45

60

2,50

7,50

10,00

8

7

15

54

69

2,14

7,71

9,86

9

8

15

65

80

1,87

8,12

10.00

11

9

15

78

93

1,67

8,67

10,33

13

10

15

93

108

1,50

9,30

10,80

15

Перенесем полученные результаты на графики. Сперва проанализируем поведение постоянных, переменных и общих издержек (рис. 6.1.).

Поскольку постоянные издержки не зависят от объема производства, графически они представляют собой горизонтальную прямую линию, параллельную оси абсцисс. Переменные издержки, согласно закону убывающей отдачи, сначала увеличиваются убывающими темпами, а начиная с некоторого момента (в нашем случае с четвертой единицы продукции) возрастающими темпами. Что и обусловило изогнутый характер кривой переменных издержек. График общих издержек строится путем переноса графика переменных издержек на величину постоянных вверх.

Для нас большой интерес представляет динамика изменения средних издержек и их взаимосвязь с предельными (рис. 6.2.).

Средние постоянные издержки будут падать с ростом объема производства. Средние переменные издержки под действием закона убывающей отдачи сначала падают, а затем начинают расти. Важно отметить, что подобная динамика наблюдается и у предельных издержек, поскольку в краткосрочном периоде они зависят именно от переменных издержек. Кривая предельных издержек пересекает кривые средних постоянных и общих в точках их минимумов. Кривая средних общих издержек сначала получает понижательную тенденцию от двух своих составляющих, однако по мере роста средних переменных издержек угол ее наклона изменяется, и она тоже начинает расти, но темпами меньшими нежели у переменных, потому что постоянные продолжают снижаться. В связи с этим кривые средних общих и переменных издержек будут сближаться.

В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, поскольку на данном временном интервале можно изменить все факторы производства. Для анализа долгосрочного периода можно построить кривую долгосрочных средних общих издержек. Ее построение заключается в определении величины краткосрочных средних общих издержек для различных объемов производства, а затем объединения этих графиков в один. Следует, однако, отметить, что при построении долгосрочного графика не происходит простого объединения минимумов краткосрочных средних, а дугообразный вид кривой объясняется эффектами масштаба, поскольку закон убывающей отдачи на данном временном интервале не работает (рис. 6.3.).

Выделяют три вида эффектов масштаба: положительный, отрицательный и постоянный.

Положительный эффект масштаба характеризуется снижением средних общих издержек по мере роста объема производства. Существует ряд причин этого эффекта:

  1. Рост специализации труда. На мелких предприятиях работник выполняет ряд операций, несвойственных его профессиональной подготовке. Например, подготовка рабочего места, наладка оборудования, уборка и т.д. На более крупном предприятии его потенциал может быть направлен на выполнение конкретной работы, что приведет к росту производительности труда, а, следовательно, и снижению издержек.(Например, организация поточной линии на крупных предприятиях).

  2. Более эффективное использование капитала. Здесь речь идет о том, что для организации любого предприятия необходимо определенное количество имущества, такого как офисное помещение, оргтехника, компьютеры и прочее. Этот минимально необходимый набор вынуждено использовать как мелкое предприятие, так и крупное предприятие может обойтись им же, но с гораздо большей эффективностью. Поскольку это и есть постоянные затраты, а как мы уже знаем, их величина на единицу продукции с ростом объема производства падает.

  3. Производство побочной продукции. На крупных предприятиях, где скапливается большой объем отходов производства, имеет смысл организовать их переработку и наладить выпуск побочных продуктов. Таким образом, крупное предприятие снижает издержки.

Отрицательный эффект масштаба характеризуется увеличение издержек на единицу продукции при росте объема производства. Основной причиной отрицательного эффекта масштаба видятся проблемы управления. С ростом фирмы увеличивается число сотрудников. Известно, что число непосредственно подчиненных управленцу колеблется в пределах 7-10 человек. В связи с этим на крупных предприятиях разрастается аппарат управления, усложняется система передачи данных, а соответственно растут издержки производства.

Постоянный эффект масштаба характеризуется неизменным уровнем средних общих издержек при росте объема производства. В данном случае размер предприятия не играет существенной роли в конкурентной борьбе.

Действие различных эффектов масштаба графически представлено на рис. 6.4.

Выбор оптимального размера предприятия будет зависеть от того, какая ситуация складывается с долгосрочными средними общими издержками.

Если положительный эффект масштаба себя долго не исчерпывает, то это означает, что обозначенный объём потребительского спроса вполне могут удовлетворить ограниченное количество крупных фирм. Они обладают возможностью наиболее полно использовать последствия положительного эффекта масштаба. Мелкие фирмы здесь окажутся нежизнеспособными (см. рис.6.4., А).

В случае достаточной продолжительности временного интервала с постоянной отдачей от применения производственных факторов, когда положительный эффект масштаба себя исчерпал, а отрицательный не вступает в действие до тех пор, пока не достигнуты значительные объёмы производства, одинаково эффективными окажутся и крупные и небольшие фирмы (см. рис.6.4., В).

Если же положительный эффект масштаба по временной продолжительности является относительно небольшим (см. рис. 6.4., С) и быстро сменяется отрицательным эффектом, то лучше других проявят себя небольшие фирмы, ибо они в состоянии оперативно вносить необходимые коррективы в свою хозяйственную политику. Значителен удельный вес производства малых фирм в сельскохозяйственной отрасли, сфере услуг и некоторых отраслях лёгкой промышленности.