logo
Экономика КурсЛ

Равновесие на рынке. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя

Для того чтобы установить, как определяется равновесная рыночная цена, необходимо объединить анализ спроса с анализом предложения. Для этого необходимо наложить графики спроса и предложения (графический способ) или приравнять их функции (аналитический способ).

Если наложить друг на друга два графика, отражающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим картину, демонстрирующую одновременное поведение продавцов и покупателей (рис. 9.3). Точка пересечения кривых спроса и предложения показывает рыночную цену, при которой спрос количественно равен предложению (точка равновесия). Равновесная цена, или цена равновесия, - это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Ей соответствует равновесное количество продукции на рынке.

Р

А S

Е

Рe

С D

0 Qе Q

Рис. 9.3. Иллюстрация рыночного равновесия

При более низкой цене, чем цена равновесия, будет наблюдаться дефицит товара, и повышенный спрос на нее окажет влияние на цену в сторону повышения. При цене выше равновесной будет излишек товара, возросшее предложение станет воздействовать на снижение цены к точке равновесия.

Изменение равновесной цены и равновесного количества зависит от всех рассмотренных выше неценовых факторов как спроса, так и предложения.

Рассмотрим результаты свободного рыночного обмена на основе равновесных цен с точки зрения общественной выгоды, получаемой покупателями и продавцами. Мерой такой выгоды принято считать излишек производителя и излишек потребителя.

Р

S

Р1

РЕ Е

Р2 D

0 Qе Q

Рис. 9.4. Частичное рыночное равновесие

Эти категории введены в экономическую теорию выдающимся английским экономистом А.Маршаллом. На рис. 1.4 изображена модель частичного рыночного равновесия, сложившегося на рынке конкретного товара.

Предположим, что равновесная рыночная цена РЕ равна 100 рублям, равновесный объем – 5 единицам. Из кривой спроса видно, что есть потребители, готовые приобрести товар и при цене выше 100 рублей. С точки зрения микроэкономики, эта цена есть цена спроса конкретного отдельного потребителя, который готов пожертвовать покупкой других товаров на сумму, большую 100. Благодаря установлению рыночного равновесия этот потребитель отдает за анализируемый товар только 100 рублей, в результате чистая выгода (излишек) составит разницу между его ценой потребителя и 100 руб.

Излишек потребителя – это разница между ценой спроса, т.е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия.

Аналогичный смысл имеет понятие «излишек производителя». Это излишек, получаемый производителями, представляющий собой разницу между рыночной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар.

Таким образом, благодаря равновесной цене, часть потребителей купила больше товаров и заплатила дешевле, чем первоначально была согласна, а часть производителей продала больше товаров и по более высокой цене, чем та, по которой она была готова продать свой товар.

На графике излишки производителя и потребители представляют собой фигуры, образованные соответственно кривыми предложения и спроса, осью ординат и перпендикуляром к этой оси из точки равновесия. Сумма излишков потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, возникающую в результате функционирования рыночного механизма и формирования рыночного равновесия.