logo
В редакцию 2 вариант

7. 1. Цена как экономическая категория

В условиях социально направленной экономики Республики Беларусь особая роль отводится ценам на сырье, материалы, товары и услуги. Данное положение цен определено тем, что они выступают основным индикатором общественного производства, служат важнейшим инструментом распределения ресурсов, а также формирования материального благосостояния и благополучия членов общества. Причем роль ценового механизма в экономике постоянно возрастает. Особенно это характерно для настоящего периода развития, когда она, преодолев кризисные явления 90-ых годов, развивается стабильно, обеспечивая высокие темпы экономического роста. Ценовая политика государства направлена на преодоление таких недостатков рыночной экономики, как устранение хронической инфляции, ликвидация ценовых дисбалансов и диспропорций национальной экономики, обеспечение достаточного прожиточного минимума населения и повышение его жизненного уровня на основе роста доходов и снижения цен на социально значимые товары.

Цена и ценообразование в экономической науке являются достаточно сложными категориями. Их понятие и сущность раскрывает механизм рыночной экономики и определяет многие закономерности ее развития.

Среди экономистов нет единого подхода в определении цены как экономической категории. Одни утверждают, что цена является денежным выражением стоимости товара, другие считают, что она выступает как результат купли и продажи товара, т.е. спроса и предложения, третьи – рассматриваю ее с точки зрения теории предельной полезности и т.д.

Анализируя теории ценообразования, необходимо отметить, что исследования в данной области в основном ведутся в двух плоскостях: с точки зрения производства, когда ценообразующей основой выступает стоимость и, с точки зрения потребления, когда цена определяется полезностью товара или его предельной полезностью.

Стоимостную модель цены, раскрыли представители классической политической экономии. Ее можно выразить в интерпретации формальной логики: производство → затраты труда → издержки производства → стоимость → цена. С точки зрения полезности, цена представляется как: потребность → полезность → спрос → цена. Данная модель называется полезностная и исследуется теоретиками неоклассического синтеза. Что касается третьей теории синтезированной цены, то ее представители делают попытку объединить две выше названные теории в виде воспроизводственной, т.е. когда цена определяется, с одной стороны, затратами труда, а с другой – спросом и потреблением.

Основоположником стоимостной теории цены являлся А. Смит, который на основе теории трудовой стоимости раскрыл ее внутренний механизм, связанный со свободной рыночной экономикой и действием объективного экономического закона – законом стоимости. Суть данного закона состоит в том, что все товары производятся и продаются по стоимости. Выступая основным законом товарного производства, закон стоимости, как отмечают многие представители советской экономической школы, является стержнем ценообразования.

А. Смит считал, что ценообразующим фактором могут быть только затраты живого труда, т.е. затраты рабочей силы. В его понимании цена – это денежное выражение стоимости. Однако он говорил, что цена во многом зависит от свободной конкуренции на рынке.

Стоимостная основа цены получила свое дальнейшее развитие в марксистской теории. К. Маркс, на основе шкалы единицы труда нормативной эффективности, дополнил содержание цены. Его основное открытие состоит в принципиально новой оценке живого труда и научном обосновании содержания категории общественно необходимых затрат труда в качестве ценообразующей основы. В отличие от А. Смита и Д. Риккардо, К. Маркс в основу стоимости товара положил общественно-необходимые затраты труда, которые представляют собой, с одной стороны, совокупность затрат труда на производство всей массы продукции данного вида, а с другой – усредненные на единицу продукции. Последние выступают как затраты, осуществляемые при изготовлении товара в условиях абстрактно приближенным к средним, нормативным. Данные затраты образуют стоимость товара, которая и определяет его цену.

Марксистский подход в определении основы цены использовали представители советской экономической школы, в концепции которых цена рассматривается с точки зрения общественно-необходимых затрат на производство товаров и является выражением цены производства.

Теоретики неоклассического синтеза рассматривают цену с точки зрения полезности и спроса. Данную теорию некоторые экономисты относят к нематериальной теории ценообразования в экономике, связав ее с теорией полезности, которая характеризуется как мера предпочтения, отдаваемого потребителем конкурентному товару в рамках всех предлагаемых товаров. Согласно данной точке зрения, цена формируется в зависимости от дополнительного выпуска данного товара в результате увеличения на него спроса и определяется предельной полезностью. Теория предельной полезности связана с такими именами, как У. Дживонс, К. Менгер, Л. Вальрас, Дж. Хикс, В. Слуцкий и др. Именно они определили субъективно маржинальное направление в ценообразовании и, на основе кардиналистского и ардиналистского подходов, сделали попытку определить величину полезности, т.е. измерить посредством подсчета субъективных оценок величину предпочтений покупателей.

Анализ различных подходов в определении цены позволяет сделать вывод о том, что она тесным образом связана с рыночными отношениями и является его важнейшим элементом, поскольку купля – продажа товаров осуществляется при помощи денег по ценам. Поэтому правильно будет, если сказать, что цена это денежное выражение стоимости товара, определяемое его спросом и предложением на рынке.

В цене на товар или услугу аккумулируются основные понятия рыночной экономики: потребность, спрос, купля, продажа, эффективность и т.д. Цена непосредственно связана с рынком и на ее уровень оказывают влияние многие как внутренние, так и внешние факторы. Среди них: издержки производства, спрос и предложение, конкуренция, степень государственного вмешательства и т.д. Вместе с тем, цена выступает важнейшим инструментом механизма рыночной экономики, характерной особенностью которой является волнообразное развитие: подъемы, спады, депрессии. Свое относительно пропорциональное развитие экономика получает лишь в условиях конкурентного равновесия цен. Поэтому при помощи анализа функций цены можно наиболее полно раскрыть ее сущность.