5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
Органы исполнительного управления корпорации осуществляют управление текущей предпринимательской деятельностью фирмы (оперативное управление) по вопросам производства, коммерции и финансов. Исполнительный орган может быть единоличным (директор, президент, управляющий и др.) или коллегиальным (правление). Его компетенция распространяется на оперативные вопросы: выполнение решений общего собрания и совета директоров, обеспечение выполнения годового плана, текущей хозяйственной политики, оперативное планирование, назначение руководителей подразделений, ведение корпоративного бухгалтерского и статистического учета и т.д.
В управлении следует различать объекты и субъекты управления. Объекты управления объединяются в основные и обеспечивающие подсистемы. Основные подсистемы включают объекты управления, представляющие виды предпринимательской деятельности: производственную, коммерческую и финансовую. К объектам производственно-коммерческих подсистем относятся процессы производства, закупок, торговли и сбыта, маркетинга – управление строится на основе информации о параметрах процессов. Финансовая подсистема включает распределение прибыли, кредит, инвестиции, внереализационную деятельность.
К обеспечивающим подсистемам управления относится деятельность по управлению персоналом, бухгалтерским учетом и отчетностью, системами экономического учета, анализа и планирования, материально-технического снабжения, делопроизводства, безопасности.
К самостоятельному объекту управления предпринимательской деятельностью относится инновационная деятельность, или реинжиниринг. В него входят важнейшие функции предпринимательства: расширение производства; разработка и освоение новых товаров, технологий, финансовых схем и методов управления; освоение новых рынков; формирование новых каналов распространения. К реинжинирингу относятся также внедрение новых информационных технологий, перепрофилирование фирмы, приобретение новых производств и направлений и другие инициативные действия, направленные на максимизацию прибыли и привлечение инвесторов. При создании новой фирмы аналогичный комплекс функций объединяется в понятие инжиниринга.
Субъектами оперативного (текущего) управления являются менеджеры, образующие иерархию управления: высший уровень (топ-менеджеры) и менеджеры, руководящие группами (отделами) непосредственных исполнителей или выполняющих отдельные функции управления.
В небольших фирмах индивидуальный предприниматель-собственник (или собственники) совмещает управленческие функции с исполнительскими. Когда число работников превышает 10, собственник обычно уже не может одновременно участвовать в производстве и в управлении, сосредотачиваясь на управлении.
С ростом масштаба деятельности фирмы управление усложняется. Поясним это на следующей модели. Пусть имеется n работников. Управлять означает координировать связи между ними. Сложность управления k пропорциональна максимальному количеству возможных связей
,
где – коэффициент пропорциональности. При увеличении количества работников n сложность управления возрастает значительно быстрее, чем само число n, следовательно, резко возрастает объем информации, необходимой для принятия решения.
Выход из проблемы усложнения системы управления состоит в разбиении объектов управления и состава исполнителей на отдельные подразделения, т.е. в реорганизации структуры. В новой структуре выделяются производственные и обеспечивающие подразделения. В книжном деле при организации производственных подразделений издательских и книготорговых фирм используется технологический принцип: подразделения образуются путем деления технологической цепочки подготовки издания или организации продажи. В структуре издательства, например, выделяются редакционные, художественно-оформительские, производственные, маркетинговые и сбытовые подразделения. В книжном магазине – менеджерские подразделения для работы с поставщиками, подразделения приема литературы на склад, организации торговли, маркетинга.
Степень дробности структуры зависит от объема производства и торговли, численности штатных и нештатных сотрудников. Так, например, в крупном издательстве целесообразно выделить отдельные тематические редакции и корректорскую службу; в торговой деятельности большого книжного магазина – секции торгового зала, в оптовой фирме – регионы продаж.
В результате формирования структуры возрастает количество наемных менеджеров, которым предприниматель делегирует часть своих функций управления. Собственники сосредотачиваются на принятии корпоративных решений, контроле их выполнения, распределении прибыли.
В крупнейших акционерных обществах могут быть тысячи собственников акций, участие которых в оперативном управлении нецелесообразно. Часть собственников выступает в виде совета директоров, остальные участвуют только в распределении прибыли. Сосредоточение управленческих функций в руках менеджеров в связи с ростом сложности управления условно показано на рис.
Если считать полный объем властных полномочий за 100%, то в индивидуальных предприятиях (ИП) и товариществах владельцы осуществляют их полностью (зона А), в акционерных обществах (АО) объем оперативных полномочий сокращается (зона В). Лидирующее положение в оперативном управлении акционерным обществом занимают менеджеры. В зоне Б участники общества с ограниченной ответственностью (ООО) осуществляют управленческие функции наряду с менеджерами.
Делегирование функций управления выражается в объеме компетенции отдельных менеджеров, который на практике определяется системой должностных инструкций и иерархией управления. Чем ниже уровень иерархии, тем уже компетенция менеджера и степень его влияния на принятие решений по фирме в целом. Иерархия управления реализуется в штатном расписании.
Организационно распределение функций исполнительного управления реализуется в виде структуры управления – упорядоченной совокупности подразделений фирмы, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих деятельность фирмы как единого целого.
Между отдельными элементами структуры действуют горизонтальные связи, обеспечивающие согласованность действий, и вертикальные связи, определяющие соподчиненность подразделений. Кроме того, действуют линейные связи, отражающие согласование управленческих решений между отдельными подразделениями, и функциональные связи, отражающие связи по функциям управления.
Менеджеры осуществляют оперативное управление, доводящее управляющее воздействие до отдельных рабочих мест. Особыми случаями являются: ситуационное управление, необходимость которого возникает при незапланированных ситуациях, например при форс-мажоре, и целевое управление, обеспечивающее сквозное управляющее воздействие на все уровни иерархии управления, необходимое для решения инновационных задач. В последнем случае управление направлено на конкретный результат.
В книжном деле характерна иерархическая структура управления предпринимательской деятельностью, основанная на четком разделении труда:
1) управленческий аппарат разбивается на уровни, когда нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему и контролируется им;
2) система внутрифирменных стандартов и норм определяет права, обязанности и ответственность менеджеров и квалификационные требования к ним;
3) стандартизирована процедура подготовки и принятия решений.
Организационная структура фирмы и ее штат определяются корпоративным руководством или единолично предпринимателем в соответствии с целями, направлениями и масштабами ее деятельности, которые формируют ее уникальность. В книжном деле исторически сложилась структура управления и номенклатура должностей, соответствующая производственному и коммерческому предпринимательству, т.е. издательству и книготорговой фирме.
В качестве примера рассмотрим организационно-управленческую структуру, характерную для крупного универсального частного издательства, выпускающего в год более 100 изданий:
Издательство возглавляет генеральный директор, которому подчиняются заместители – главный редактор (с правами первого заместителя), коммерческий директор и главный инженер. Главный редактор управляет процессом отбора и подготовки изданий, коммерческий директор возглавляет коммерческую деятельность издательства, включая маркетинг и рекламу, реализацию готовой продукции, склад готовой продукции. Коммерческому директору подчиняется бухгалтерия. Главный инженер осуществляет связь с типографиями через производственный отдел, занимается обеспечением типографий полиграфическими материалами, ведет информационно-аналитические службы. Непосредственно генеральному директору подчиняются управление персоналом, секретариат, архив, библиотека.
В более крупных издательствах выделяется служба финансового директора, отраслевые редакции по разделам литературы, художественная редакция. Каждый отдел или редакция в свою очередь также могут иметь свои внутренние структуры. Например, такой важный для эффективности издательской деятельности отдел, как отдел реализации, в московских издательствах подразделяется на группы работы с московскими и региональными клиентами, операторскую группу, готовящую первичные отгрузочные документы.
Структура управления производственной деятельностью крупной оптовой фирмой:
В этой структуре маркетинговые функции (например, принятие предложений от издательств, размещение предложений по получателям, формирование сводного заказа) отделены от коммерческих (транспортно-экспедиционная служба, складское хозяйство, диспетчирование поставок) и финансовых операций. При увеличении объема складских операций формируется подразделение главного инженера, отвечающего за механизацию работ, информационные технологии, транспортное обслуживание.
Примерная структура управления большим оптовым книжным складом:
Пример структуры управления крупным книжным магазином:
Магазин возглавляет генеральный директор, которому подчиняются два заместителя – первый заместитель и коммерческий директор. Первый заместитель руководит торговым процессом в секциях торгового зала, удаленных точках и т.д., ему подчиняется библиографическая служба, осуществляющая подготовку библиографической базы данных магазина, другие службы. Коммерческий директор возглавляет отделы маркетинга и рекламы, службу закупок товаров, товарный склад. Непосредственно генеральному директору подчиняются бухгалтерия, управление персоналом, информационно-аналитические службы.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя