logo
Voprosy_k_ekzamenu_po_ekonomike_za_II_semestr

Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики.

Феликс:

II. Инструменты и механизмы государственного регулирования. ***

Выполняя свою регулирующую роль, гос-во использует целый ряд средств (методов):

1. Организационные институты -- орг-ции, учреждения, создаваемые гос-вом для регулирования экономики (отделы в администрации президента и правительства; министерства -- эконом развития и торговли, финансов, по налогам и сборам; отделы в других министерствах: эконом отдел в военном министерстве, в министерстве путей сообщения; эконом органы в региональных и муниципальных системах управления);

2. Работники гос управления (министерства -- это только здания);

3. Законодательные институты -- законы, постановления, указы (прежде всего конституция, потом законы о земле, об акционерных обществах, о собственности...);

4. Методы, к-ыми гос-во осуществляет регулирование:

а) административные и

б) рыночные;

5.Целый ряд уникальных инструментов -- налоги, субсидии, субвенции, бюджетные ассигнования и тд.

Виды гос регулирования:

1. Долгосрочное -- решение стратегических задач.

2. Текущее -- решение тактических задач.

Вырабатывается эконом политика -- способ гос регулирования экономики.

Она предполагает выработку нескольких компонентов:

1. Гос-во определяет цели и задачи (иерархию целей и задач) -- должны быть связаны друг с другом, не противоречить...

Большой вклад внёс Тимбергин: он выдвинул теорию иерархии целей МК развития. Сначала целей было 7, позднее стало 3:

а) Экономический рост;

б) Обеспечение полной занятости;

в) Борьба с инфляцией и проч.

Цели переводятся на язык времени (что когда) и язык цифр (используются МК параметры и индикаторы).

2. Определение методов (инструментов), с помощью к-ых эти задачи должны быть решены;

3. Разработка конкретных мероприятий, к-ые обеспечат воплощение поставленных задач конкретными методами;

4. Выполнение осуществления эконом политики требует времени, оно должно быть сжато до предела (чтобы регулирование было эффективным). Но существуют некоторые запаздывания.

Фридман развил теорию Лагов. Лаг -- время, к-ое требуется на осуществление того или иного этапа эконом политики.

Обчно выделяется 5 лагов:

а) Лаг распознания возникшей проблемы -- получение первой информации МК проблемах;

2. Лаг принятия решения;

3. Лаг разработки конкретных мероприятий;

4. Лаг запуска выработанных мероприятий в действие (довести до регионов, муниципалитетов, добиться выполнения);

5. Лаг выполнения, осуществления намеченных мероприятий.

После того, как всё это состоялось, будет решена возникшая МК проблема.

Задача гос управления -- свести это к минимуму.

Николаева Л.А., Черная И.П.:

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической конценпции макроэкономического регулирования. До 1970-ых годов. главенствующую роль играло неокейнсианское направление, для которого финансовые меры были особенно важны. В последующий период в связи с распространением монетаризма более важную роль стали играть кредитно-денежные методы. В условиях российской экономики старт реформе 1992 года был дан за счет активного использования кредитно-денежного механизма. В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.

-----------------------------------------