Теоретические модели спроса на деньги
Спрос на деньги и количественная теория. Современная трактовка количественной теории основана на понятии скорости обращения денег в движении доходов, которая определяется как:
V=P*Y/M,
где V – скорость обращения денег, P – абсолютный уровень цен,
Y – реальный объем производства, M- количество денег в обращении.
Если преобразовать формулу этого уровня: M=P*Y/V, мы увидим, что количество денег, находящихся в обращении, равно отношению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр Dm - величину спроса на деньги, то получим:
Dm = P*Y/V.
Из этого уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:
абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги и наоборот;
уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются реальные доходы населения, а значит, людям потребуется больше денег, так как наличие более высоких реальных доходов подразумевает и рост объема сделок;
скорости обращения денег. Соответственно все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги.
Спрос на деньги в кейнсианской модели. Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатств и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М-1 являются ликвидными активами. ДжКейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.
Как считал Дж.Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:
использование денег в качестве средства платежа (трансакционный мотив хранения денег);
обеспечение в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);
спекулятивный мотив – хранение денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызванных хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.
Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.
Современная теория спроса на деньги. Современная теория спроса на деньги отличается от теоретической модели Дж.Кейнса следующими особенностями. Она:
рассматривает более широкий диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигаций. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент формами денег, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средства на сберегательных и срочных счетах, ценные краткосрочные бумаги, облигации и акции корпорации и т.п.;
отвергает разделение спроса на деньги на основании транзакционных, спекулятивных мотивов и мотива предосторожности. Процентная ставка влияет на спрос на деньги, но лишь вследствие того, что норма процента представляет собой альтернативную стоимость хранения денег;
рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги;
включает и другие условия, влияющие на желание населения и фирм предпочесть ликвидный актив, например, изменение в ожиданиях при пессимистическом прогнозе на будущую конъюнктуру величина спроса на деньги будет расти, при оптимистическом прогнозе спрос на деньги упадет;
учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.
В функции спроса на деньги используется номинальная ставка процента. И.Фишер описывает связь между номинальной и реальной ставками процента следующим уравнением:
i=r + П,
где i – номинальная ставка процента; r – реальная ставка процента; П- темп инфляции.
Согласно количественной теории рост денежной массы увеличивает инфляцию, и инфляция повышает номинальную ставку. Эта зависимость называется эффектом Фишера.
Предложение денег – совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Оно включает в себя наличность вне банковской системы (С) и депозиты (D): MS =C+D.
Количество денег зависит от размера денежной базы, т.е. активов центрального банка, нормы минимального резервного покрытия, величины избыточного резерва коммерческих банков и доли наличных денег в общей сумме платежных средств населения.
Графически кривая предложения имеет следующий вид:
Чем выше ставка процента, тем больше предложение денег при заданной денежной базе и фиксированной норме резервного покрытия. При росте (снижении) денежной базы кривая предложения денег сдвинется влево (вправо), при снижении (росте) нормы резервного покрытия кривая предложения сдвинется вправо (влево).
Объем предложения денег определяется поведением населения, Центробанка и коммерческих банков.
Денежный рынок – это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цен» денег, это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.
На денежном рынке деньги «не продаются» и «не покупаются», подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.
Состояние на денежном рынке, когда количество предлагаемых денег равно объему спроса населения на деньги, называется равновесием денежного рынка. Если денежная масса в обществе контролируется Центробанком, а цены и экономические блага стабильны, то кривая предложения денег будет иметь вертикальный вид. E- точка равновесия.
Спрос на деньги – это убывающая функция от ставки процента. Если она увеличивается, то растет спрос на деньги (кривая DL) смещается вправо и размер процентной ставки возрастает. Сокращение предложения денег приведет к аналогичному результату.
Уменьшение кредитной ставки происходит в случае сокращения дохода и спроса на деньги, а также при увеличении предложения.
- Конспект лекций
- Тема 1:Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы.
- Тема 2: Становление и сущность товарно-рыночного производства.
- 2.По отраслям:
- Раздел 2. Микроэкономика
- Тема 1. Механизмы функционирования рынка.
- Основные понятия и категории
- Характеристики (показатели) спроса:
- Факторы, влияющие на спрос:
- Экстремальные случаи эластичности спроса
- Эластичность предложения
- Тема 2. Теория потребительского поведения
- Тема 3. Теория издержек и прибыли
- Основные термины и понятия
- Классификация издержек
- Износ и амортизация
- Ограничения, которые должны соблюдаться при расчёте тб
- Тема 4. Рыночная конкуренция и ее виды
- Основные понятия и категории
- Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
- Виды монополий
- Тема 5 . Рынок факторов производства, ценообразования и доходы от факторов производства.
- Основные понятия и категории
- Проблема оптимизации ресурсов
- Рынок капитала
- Тема 6. Внешние эффекты и общественные блага
- Основные понятия и категории
- Раздел 3.Макроэкономика
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Основные понятия и категории
- Индексы цен
- Национальное богатство и структура национального хозяйства.
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Основные понятия и термины
- Тема 3. Макроэкономическая нестабильность
- Основные термины и понятия:
- Типы безработицы
- Причины безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы:
- Тема 4. Фискальная политика государства в условиях рынка
- Основные понятия и термины:
- Основные виды налогов:
- П рямые и косвенные
- «Кривая Лаффера»
- Тема 5. Денежно-кредитная политика государства
- Основные термины и понятия
- Основные операции банков
- 1. Организационная структура Банка России
- 2. Цели и задача деятельности цб
- Теоретические модели спроса на деньги
- Тема 6. Динамика экономического развития
- Основные термины и понятия
- 2. Типы экономического роста
- Тема 7. Международные аспекты экономической деятельности
- Основные термины и понятия
- Регулирующая часть
- Тема 8. Особенности переходной экономики России