8.8. Расчет безубыточности
Прибыль от предпринимательской деятельности по определению равна разности валового дохода и затрат на производство товаров и услуг (себестоимости).
Учет затрат, точка безубыточности. В теме 3 было показано, что себестоимость складывается из переменных и постоянных затрат и что при росте объема продукции средние постоянные затраты уменьшаются практически до нуля.
Пример 9. Пусть постоянные затраты издательства на подготовку тиража составляют 10 000 руб. (затраты на заработную плату, подготовку оригинал-макета, другие редакционно-издательские расходы). Переменные затраты (стоимость полиграфических услуг, бумаги, переплетных и других полиграфических материалов) составляют 25 руб. на экземпляр. Тогда себестоимость тиража Сб в Q экземпляров равна
Сб = 10 000+25*Q.
Себестоимость одного экземпляра
Сб = 25+10 000/Q.
При тираже в 100 экз. себестоимость одного экземпляра – 125 руб., при тираже 1000 экз. – 35 руб., при тираже более 5000 экз. себестоимость одного экземпляра стремится к 25 руб.
Влияние соотношения постоянных и переменных затрат на прибыль принято называть операционным эффектом. Обозначим разность между объемом продаж и постоянными затратами через ВП (вклад на покрытие). Операционный эффект ОЭ на прибыль Пр подсчитывается по формуле
ОЭ = ВП/Пр.
Пример 10. Пусть при тех же условиях, что и в примере 9, произведено 1000 экз., которые проданы по цене 50 руб. за экз. При себестоимости в 35 руб. за экз. общая сумма выручки – 50 000 руб., прибыли – 15 000 руб.
Предположим, что произведено и продано 2000 экз. по той же цене 50 руб. Тогда себестоимость тиража – 60 000 руб. (30 руб. за экз.), объем выручки – 100 000 руб., прибыли – 40 000 руб. Вклад на покрытие составил ВП=60 000 – 10 000=50 000 руб. Операционный эффект снижения себестоимости ОЭ=50 000:40 000=1,25 и выразился в росте прибыли на 267% при росте выручки на 200%, т.е. в опережающем росте прибыли по сравнению с выручкой.
Безубыточность соответствует объему продаж, покрывающему издержки и обеспечивающему прибыль. Нижний предел безубыточности НПБ равен себестоимости продаваемых товаров. В натуральном выражении НПБ можно рассчитать по формуле, учитывающей постоянные затраты Зпост, переменные затраты Зпер и среднюю цену реализации одного экземпляра Р:
НПБ = Зпост: (1 – Зпер/Р).
Пример 11. Пусть действуют те же начальные условия, что и в примерах 9 и 10: Зпост = 10 000 руб, Зпер = 25*Q. Положим во всех вариантах рентабельность по доходу 20% и аналитическим методом подсчитаем необходимую цену реализации одного экземпляра Р, которая будет равна
Р = ((Зпост+Зпер)/Q)/0,8.
Тогда выручка
Т = Q*Р.
По вышеприведенной формуле вычислим нижний предел безубыточности в натуральном и денежном выражении, а также прибыль
Пр=Р – (Зпер+Зпост).
Результаты приведены в таблице
Тираж Q (экз.) | Сумма всех затрат (руб.) | Пост. затраты (руб.) | Переменные затраты (руб.) | Розн. цена за 1 экз. | Выручка от реализации (руб.) | Нижний предел безубыточности (руб.) | Нижний предел безубыточности (экз.) | Прибыль (руб.) |
100 | 12500 | 10000 | 2500 | 156,25 | 15625 | 11905 | 76 | 3125 |
1000 | 35000 | 10000 | 25000 | 43,25 | 43750 | 23333 | 533 | 8750 |
10000 | 260000 | 10000 | 250000 | 32,50 | 325000 | 43333 | 1333 | 65000 |
Результаты примера 11 предлагаем проанализировать самостоятельно. Рассчитайте операционный эффект в каждом случае. Приведенная методика нашла широкое применение как один из видов затратного ценообразования.
Процентное отношение объема продаж, превышающего нижний предел безубыточности, ко всему объему продаж Q характеризует запас финансовой прочности фирмы:
ФЗП = ((Q – НПБ/Q)*Р)*100.
Пример 12. Убедитесь, что в примере 11 запас финансовой прочности принимает значение 24% для тиража в 100 экз., 47% для тиража в 1000 экз., 87% для тиража в 10 000 экземпляров. Проверьте и объясните эти результаты.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя