2. Австрийская школа предельной полезности
В начале 70-х гг. XIX в. почти одновременно, с разницей трех лет У. Джевонс (1871) в Манчестере, К. Менгер (1871) в Вене, Л. Вальрас (1874) в Лозанне опубликовали свои работы, где рассматривали принцип снижающейся предельной полезностикак фундаментальный элемент в теории статической микроэкономики. И хотя их идеи имели предшественников (А. Курно, И.-Г фон Тюнен, Г. Госсен), но в данную эпоху они прозвучали как совершенно новое слово в экономической науке, что дало основание говорить о «маржинальной революции», и эти экономисты стали рассматриваться как родоначальники маржинализма.
Уильям Стенли Джевонс(1835-1882) – английский профессор логики, философии и политической экономии в Манчестере и Лондоне. Он являетсяоснователем математической школыв экономической науке и одним из основоположников теории предельной полезности. В 1871 г. вышла его основная работа «Теория политической экономии». Главную проблему экономической науки он видел в изучении потребления. Основным законом потребления Джевонс считал закон убывающей полезности. Однако Джевонс не создал своейэкономическойшколы.
Наибольший успех на первом этапе маржинализма (по сравнению с У. Джевонсом и Л. Вальрасом) имел Карл Менгер(1840-1921), в частности, объясняемый тем, что он не использовал математику при изложении своей теории. Ученики и последователи К. Менгера (Е. Бем-Баверк, Ф. Визер) образовали «австрийскую школу». Общим для австрийцев было противопоставление предмета и метода нового направления учению классиков, особенно Рикардо. На первый план они выдвинулиповедение потребителей и сферу потребления, что принципиально отличало их от классической теории. Именно австрийская школа покушалась на «святая святых» классической политэкономии – затратный метод определения стоимости, и стоимость или ценность блага выводила из субъективных оценок потребителей. Но пока еще они сохранили классический причинно-следственный анализ и принцип исходной категории и абстрактно-логический метод исследования.
Основой теоретической системы австрийской школы маржинализма была теория предельной полезности. При разработке теории предельной полезности представители австрийской школы использовали различныеопределения стоимости полезностью вещи, выдвинутые еще Тюрго, Кондильяком, Сэем, изаконы Госсена, сформулированные этим немецким профессором в середине XIX века.
Согласно этим законам, в ходе «постепенного насыщения потребностей», полезность вещи падает с увеличением запасов блага. Чем больше запасы, тем ниже полезность, а, следовательно, иценностькаждой следующей единицы блага.Герман Госсен(1810-1858) рассматривал полезность как субъективную категорию, потребление - как единственный объект исследований, заслуживающий внимания. Именно он в работе «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли» (1854) создал первый вариант экономико-математической теории полезности. Учение Госсена – этоматематическая разработкаглавных принциповтеории предельной полезности, общих основтеории субъективной ценности. Он считал, что главным мотивом поведения человека является стремление к получениюмаксимума полезности. Поэтомуосновная задача науки– открыть правила увеличения общей суммы полезности.
К. Менгер в 1871 г. опубликовал книгу «Основания политической экономии», в которой изложилтеорию предельной полезностии предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления и определитьценность (стоимость) благана основе теории предельной полезности.
К. Менгер исследовал благаипотребностилюдей. Все категории Менгер выводил из отношения человека к вещи и исходил из анализа индивидуальных предпочтений человека. Он утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются человеческиепотребности. Эти потребности Менгер определял как разновидность неудовлетворенных желаний или стремлений, которые проистекают из нарушений своеобразного физиологического равновесия. Вещи или действия, которые удовлетворяют, насыщают наши потребности, называютсяблагами.
К. Менгер рассматривал блага различных порядков. Самые насущные блага – потребительские блага – это блага «первого порядка». Благавторого и более высокого порядка– это те блага, которые используются для производства потребительских благ. Эти блага являются производственными ресурсами.
Чтобы превратить производственные ресурсы в блага первого порядка, то есть в потребительские блага, требуется известный период времени. Менгер называет его производственным периодом. А удлинение производственных периодов означает, что преобладающее количество блага предлагается на рынке в меньшем количестве, чем это необходимо для удовлетворения существующих потребностей. Такие блага Менгер называетэкономическими, те же, которые имеются в большем количестве, чем потребность в них называютсянеэкономическими(в современной терминологии – свободные блага).
Соотношение между потребностью и данным предложением блага определяет ценностьэтого блага. Экономические блага обладаютстоимостью (ценностью), которая определяется ихпредельной полезностью, то есть не только полезностью, но и количеством (редкостью) данной вещи. Причем и полезность, и количество, и ценность являются понятиямисубъективными.
Степень полезностиопределяется индивидуальными вкусами потребителя, аколичествосоотносится с объемом его потребностей.
Ценность–это то, чтолюди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей. Каждая дополнительная единица данного блага получает, поэтому, все меньшую и меньшую ценность.
Далее К. Менгер при рассмотрении проблемы ценности (стоимости) опирался на метод робинзонады и исследовал поведение индивида, поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды, или рациональной психологии. Менгер утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема, как наилучшим образом распределить свои средства для удовлетворения потребностей.
Менгер рассматривает ситуацию, когда одно и то же благоможет использоватьсядля различных потребностей. Тогда ценность блага соответствует наименее важному направлению его употребления(и, естественно, будет разной для разных индивидов).
Рассматривается и более сложный пример исследования человеческих потребностей, когда различаются более или менее существенные потребности в зависимости от их важности. Так, в известной «Таблице Менгера» приводится схема распределения индивидуальных оценок при наличии не одного, а нескольких видов потребительских благ (рис. 11.1). Аналогичные схемы приводятся также и в работах Бем-Баверка.
Таблица Менгера
I | II | III | IV | V | VI | VI | VIII | IX
| X
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | 8 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
7 | 7 | 7 | 7 |
|
|
|
|
|
|
6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
|
|
|
|
|
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
|
|
|
|
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
|
|
|
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
|
|
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
|
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0
0 | 0 |
Рис. 11.1. Таблица изменения полезности блага
На схеме римскими цифрами обозначены потребности человека в различных предметах от I до Х в зависимости от их значения для благополучия субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры должны в этой таблице показывать, как хозяйствующий субъект расценивает первую, вторую и т.д. единицы блага, удовлетворяющего ту или иную потребность. Интенсивность потребности в каждом благе может быть различна (от нуля и выше). А так как каждая следующая единица приносит все меньшее удовлетворение, то по мере потребления интенсивность потребности снижаетсяот некоторых значений до нуля.
Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности I и V. Потребность I - в зерне, самая важная потребность. Потребность V - в напитках. Если человек имеет запас зерна в 3 мешка, то предельная полезность зерна по схеме будет равна 8 единицам, а предельная полезность вина при наличии трех бутылей у этого человека будет равна 4 единицам. Если человек имеет 5 мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будет оцениваться ниже - в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь предельную (или наименее важную) полезность 2 единицы.
Схема демонстрирует вывод, согласно которому предельная полезность зависит от двух факторов: интенсивности потребности человека в том или ином благе и величины запаса (редкости) самого блага. Сформулированная К. Менгером, а затем и другими «австрийцами» зависимость предельной полезности от величины запаса, была равносильна принципу снижающейся предельной полезности в соответствии с первым законом Госсена. Ими также был заново открыт второй закон Госсена, согласно которому оптимальным будет такой набор благ, при котором по каждому благу будет достигнута равная предельная полезность на единицу затрат.
Среди основателей австрийской школы Менгер был первым, кто сформулировал принцип снижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость (ценность) однородного блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. В своей таблице Менгер абстрагировался от того факта, что субъективная оценка одного и того же товара разными людьми различна.
К. Менгер, формулируя принцип предельной полезности, подчеркивал, что его теория посвящена рассмотрению отношения человека к вещи. Понятие ценности у него чисто субъективное, выводится из восприятия полезности данной вещи конкретным человеком. Важную роль играет вопрос о том, какое место внутри общей иерархии занимает данная вещь.
Ставя ценность благ в зависимость от редкости, он приходил к выводу, что она определяется размерами предложения. При увеличении или уменьшении количества благ изменяется степень удовлетворения потребности и соответственно ценность этих благ.
Чтобы объяснить, как с другой стороны сама предельная полезность влияет на установление цен, Менгер рассматривал рынок с фиксированным предложением товара. Действительно, для австрийской теории характерна абсолютная неэластичность предложения. Предполагалось, что запас блага представляет собой фиксированную величину, что нетипично для развитой рыночной экономики. В этих условиях ценность того или иного блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего - от предельной полезности этих благ. Сама постановка вопроса о влиянии спроса на цены товаров вполне правомерна. И по сей день идут дискуссии о степени воздействия спроса на ценообразование и методах исчисления этого воздействия.
К. Менгер и все представители австрийской школы придерживались принципа исходной категории, как в классической политэкономии. «Нам нужна именно такая теория, - писал Бем-Баверк, - которая все явления ценности выводила бы из одного и того же начала». Таким исходным моментом сталапредельная полезность блага. Действительно, эта категория стала основой для определения стоимости (ценности) блага, для определения максимальной выгоды при использовании ограниченных ресурсов, а также для определения цен на ресурсы и др.
Теория вменения. Если в классической политэкономии стоимость продукта определялась издержками производства, то в теории австрийской школыстоимость факторов производстваопределяетсястоимостью (ценностью) созданного при их помощи готового продукта, определяемой по предельной полезности блага. Ценность факторов производства Менгер рассматривал исходя избудущего использованиясозданных с их помощьюблаг. При этомбудущая ценность готового продуктане зависит от издержек производства, а напротив,сама определяет ценность применяемых факторов.
Более того, при создании промежуточных полуфабрикатов цепочка тянется до конечного предмета потребления, чтобы затем использовать его стоимость для оценки всей цепочки. Дополнительная сложность возникает в связи с тем, что каждый предмет потребления изготавливается при помощи комплекса средств производства. Поэтому возникает проблема «вменения» каждому производственному ресурсу его доли в стоимости созданного предмета потребления.
Менгер отвергает понятие о трех факторах производства как источниках доходов. Есть только блага высшего порядка, и роль их, по существу, одинакова. Только процесс последовательного вменения(на основе убывающей предельной полезности) устанавливает пропорции, в которыхраспределяется вознаграждениемежду факторами, участвующими в производстве. Данное положение позже стали называтьтеоремой распределения. Если доходы пропорциональны размерам производимой продукции, а оплата каждого фактора равна его предельному продукту, то общая сумма таких оплат равна совокупному продукту.
Теория обмена. В отличие от классической политэкономии, где предполагается эквивалентный обмен, основанный на равенстве затрат на производство обмениваемых товаров, в теории Менгера обмен неэквивалентный (но взаимовыгодный), так как каждый меняющийся отдает менее полезный продукт и получает более полезный, и поэтому каждый получает выигрыш от обмена.
При покупке товара за деньги рыночная цена возникает на пересечении цены спроса и цены предложения. Цена спроса определяется предельной полезностью данного товара с позиций покупателя, а цена предложения предельной полезностью этого же товара с позиций продавца. Менгер утверждал, что обмен взаимовыгоден (то есть общая полезность для каждого возрастает) до тех пор, пока не наступит ситуация равновесия, когда соотношение предельных полезностей обмениваемых товаров станет одинаковым для обеих сторон, и выигрыш станет равным нулю.
Наиболее развернутое изложение теории предельной полезности дал Евгений (Ойген) Бем-Баверк (1851-1914). В работе «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), используя законы Госсена, он стремился доказать, что меновая ценность, как и потребительная, определяется «предельной полезностью» товаров на базе субъективных оценок. Бем-Баверк различал субъективную и объективную стоимость, уверяя, что субъективная стоимость - это личная оценка товара потребителем и продавцом. Объективная же ценность - это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке.
При этом он подчеркивал, что стоимость- это суждение, которое имеют хозяйствующие люди о значении находящихся в их распоряжении хозяйственных благ, и вне сознания людей она не существует. Стоимость, заявлял Бем-Баверк, «измеряется предельной величиной пользы от этой вещи». Для доказательства этого тезиса он исследовал хозяйство «одинокого поселенца» и психологию хозяйствующего субъекта. Предлагалось, что отшельник имеет 5 мешков зерна. Первый мешок ему был жизненно необходим, чтобы не умереть от голода, второй - чтобы сохранить здоровье, третий идет на откорм птицы, четвертый - на приготовление спиртных напитков, пятый - на корм попугаю, болтовню которого приятно слушать. Как же в этих условиях складывается субъективная оценка одного мешка зерна? Бем-Баверк рассуждал следующим образом: ценность единицы благ определяется полезностью предельного блага, которое удовлетворяет насущную потребность. Поэтому при обмене товаров «одинокий поселенец» склонен будет отказаться от последнего мешка, поскольку он ему меньше всего необходим. Отсюда Бем-Баверк делал вывод, что субъективная ценность блага при обмене зависит от наименьшей полезности последнего предмета в их запасе, а предельная полезность зависит от количества имеющихся благ и интенсивности потребности индивида.
Далее Бем-Баверк рассматривал ценутовара как результатстолкновенияна рынке субъективных различных оценок продавцов и покупателей. Теория предельной полезности объявлялась исходным пунктом теорииценыкакравнодействующейсубъективных оценок товара со стороны продавцов и покупателей. Сами же субъективные оценки ставились в зависимость от предельной полезности. Бем-Баверк, например, заявлял, что субъективная оценка любого товарасо стороны покупателяопределяет максимальную границу цены, а субъективная оценкасо стороны продавца- минимальную. Кроме этого, чтобы субъективные оценки, предпочтения потребителей сделать количественно соизмеримыми, «австрийцы» использовали стоимостные показатели (денежные цены). Но ведь очевидно, что сами субъективные оценки потребителей зависят отструктуры ценна предметы потребления.
Итак, субъективная стоимость (предельная полезность), которая призвана определять цены, сама зависит наряду с другими факторами от цен. Следует обратить внимание на то, что в теории предельной полезности, с одной стороны, количество благ сопоставлялось с абсолютными потребностями в них, с другой - говорилось о соотношении количества благ с платежеспособным спросом. Во втором случае предельная полезность сама оказывалась производной от уровня цен. Как видим, претензия австрийской школы дать монистическое (то есть единственное) определение источника ценности благ их полезностью не увенчалась успехом.
Бем-Баверк, пытаясь уйти от очевидных неувязок в теории предельной полезности, ввел понятие субституционной предельной полезности. Он заявлял, что предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, которую приносит последняя единица этого блага; причем последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. Смысл же самой субституционной полезности раскрывался на примере с утерянным пальто. Бем-Баверк утверждал, что предельная полезность такого пальто определяется предельной полезностью тех предметов потребления, которыми человек вынужден жертвовать, чтобы купить новое пальто.
Вместе с тем, важно отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в ценообразовании, вопросы взаимной связи потребительной стоимости и стоимости, соотношения платежного спроса и цен, затронутые в теории Бем-Баверка являются важными для понимания механизма функционирования товарного производства. Изучение и прогнозирование спроса и предложения, исследование конкретных рынков являются актуальной задачей для всей экономической науки.
Решая проблему учета издержек производства, важнейшую для любого предпринимателя, австрийцы разработали теориюпроизводительных благ. Они разделили все блага на потребительные или, удовлетворяющие личные потребности, и на производственные, к которым отнеслисредства производства и труд. Визер, а за ним и Бем-Баверк говорили о том, что производственные блага своей ценности (стоимости) не имеют, так как сами прямо не удовлетворяют человеческие потребности. Эти блага рассматриваются какбудущие, или потенциальные, потребительные блага. Полезность производственных благ определялась полезностью благ потребительных, которые могут быть произведены с их помощью. Стоимостьиздержек производстваимеетпроизводный характериотражает только стоимость конечного продукта.
Бем-Баверк считал, например, что вначале нужно определить ценность одного вида производственных благ, оценивая полезность тех предметов, которые были изготовлены из данного материала, а затем методом исключения можно определить ценность других компонентов.
Австрийцы не принимают концепцию Сэя о трех факторах производства, они доказывают, что каждому фактору производства должны быть «вменены» соответствующие части потребительных благ, которые произведены этими факторами. Каждому фактору производства«вменяется» свой доход. Предложенные австрийской школой методы вменения можно рассматривать как технические приемы измерения роли каждого из факторов производства в приросте продукции. Они до сих пор представляют интерес с практической точки зрения.
Определенный интерес в исследованиях австрийской школы занимает теория процентаЕ. Бем-Баверка. Он говорил, что благо, которым человек пользуется сегодня, неравноценно тому благу, которым он будет пользоваться завтра. Ценность нынешних благ при равных условиях всегдабольшеценности таких же благ в будущем. Человек настоящее ценит дороже будущего, часто неопределенного, и поэтому готов платить за это благо нынешнего дня больше. Из этого следует, чтопроцентесть результатвлияния фактора времени на стоимость благ. Источник процента заключается в разнице оценок будущих и настоящих благ, а сам процент - эторезультат ожидания предпринимателей.
Прибыльу Бем-Баверка также выступает в виде процента. Ф. Визер считал прибыль результатом производительности самого капитала, поскольку средства производства участвуют в создании потребительных благ.
Фридрих фон Визер(1851-1926) – виднейший представитель австрийской школы, сподвижник К. Менгера. Ф. Визер пропагандировал, совершенствовал и популяризировал учение «австрийской школы» во всех своих публикациях. Основная его работа «Теория общественного хозяйства» (1914). Так же как и другие представители австрийской школы, для него характерно субъективное восприятие ценности, цены, издержек производства и прибыли, приоритетное отношение к микроанализу, неприятие математических методов. Ф. Визер первым применил в научном обороте терминпредельная полезность, а также законы Госсена,вменение, понятиеальтернативных издержек.
Визер развил концепцию издержек производства К. Менгера. Он трактовал издержкис субъективно-психологической точки зрения какотдаленные, ожидаемые полезности. Как и Менгер, он определял ценность издержекбудущей ценностью потребительных благ.
Он сформулировал свой закон издержек (закон Визера), согласно которомуиздержки производстваданного продукта зависят отальтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать для того, чтобы произвести этот продукт.
На основе закона Визера действительная полезность(ценность, стоимость) какой-либо вещи естьнедополученные полезности других вещей, которые могли быть произведены (приобретены) с помощью ресурсов, потраченных на производство (приобретение) данной вещи. В итоге окончательно становится ясным, что не ценность и цена зависят от издержек производства, а, напротив, благодаря наличиюценности у потребительских благи процессувмененияобразуютсяоценки производственных ресурсов(факторов производства), формирующие издержки и тем самым ценности и цены. Согласно еготеории вмененияопределенная часть ценности предметов потребления должна бытьвменена(отнесена) на счет того или иного производительного блага (труда, капитала, земли), которые участвуют в процессе производства.
Внутренние противоречия, присущие австрийскому варианту теории предельной полезности, привели к тому, что с появлением в конце XIX века работ А. Маршалла и Дж.Б. Кларка, представителей англо-американской школы, рост и влияние австрийской школы стали падать, хотя и сохраняют свое значение и по сей день.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель