15.1. Особенности рынка факторов производства
Как было показано в предыдущих главах, на рынке потребительских благ субъектами спроса выступают домашние хозяйства, максимизирующие свои функции полезности, а субъектами предложения являются предприятия, максимизирующие свою прибыль. На рынке факторов производства дело обстоит иначе. Фирмы и домашние хозяйства меняются ролями. Субъектами предложения экономических ресурсов являются домашние хозяйства, мотивирующие принятие решений стремлением максимизировать свои функции полезности, а субъектами спроса на ресурсы (труд, капитальные блага, землю, финансовый капитал) – фирмы, максимизирующие прибыль. Поэтому спрос на производственные ресурсы определяется именно поведением производителей. Ценность экономического ресурса для них зависит от того, в какой мере его использование увеличивает прибыль.
Исследование рынка факторов производства важно по ряду причин.
Во-первых, цены на экономические ресурсы, складывающиеся на этом рынке, с одной стороны, формируют издержки предприятий, а с другой – доходы домашних хозяйств, а, значит, в конечном итоге, спрос на товары и услуги на рынке продуктов.
Во-вторых, процесс ценообразования на факторном рынке показывает, как распределяются ограниченные ресурсы среди фирм, отраслей и регионов, что является одним из условий эффективного использования этих ресурсов.
В-третьих, спрос на ресурсы является производным, так как зависит от спроса на товары и услуги, выпускаемые с помощью данных ресурсов.
В-четвертых, распределение доходов, которое осуществляется через механизм ценообразования на факторном рынке, является объектом борьбы и всегда находится в центре общественного внимания.
Аналогично товарным рынкам различают чисто (совершенно) конкурентные рынки ресурсов и ресурсные рынки несовершенной конкуренции, где продавцы или покупатели обладают рыночной властью.
Равновесие фирмы на рынках факторов производства
Рынки ресурсов и рынки готовой продукции имеют много общего в принципах их организации и установления равновесия. Однако имеются и некоторые отличия, обусловленные перечисленными выше особенностями этих рынков.
Как и кривые спроса на продукты производства, кривые спроса для факторов производства имеют нисходящий (отрицательный) наклон. Однако в отличие от потребительского спроса на товары и услуги, спрос на факторы производства является производным спросом: зависит от уровня производства фирмы и затрат на факторы производства.
Фирмы, формирующие спрос на факторы производства, стремятся максимизировать свою прибыль и, следовательно, будут приобретать лишь те ресурсы, которые обеспечат им получение либо увеличение прибыли. Приобретая дополнительные ресурсы, фирмы одновременно увеличивают и объем выпускаемой продукции, и издержки производства. В тех случаях, когда доход от реализации дополнительного объема продукции больше, чем издержки на приобретение ресурсов, обеспечивших этот дополнительный объем, прибыль будет увеличиваться, в противном случае – прибыль будет уменьшаться либо будут расти убытки. Отсюда правило: дополнительные единицы ресурсов имеет смысл использовать лишь в том случае, если дополнительный доход, обусловленный их применением, больше или равен издержкам на их приобретение.
Дополнительный продукт, полученный от использования дополнительной единицы ресурса при условии, что количество других ресурсов осталось неизменным, называется предельным продуктом МР. Прирост дохода фирмы от реализации предельного продукта называется предельным продуктом в денежном выражении MRP, или предельной производительностью ресурса. MRP рассчитывается по формуле:
MRP = MP х MR, (15.1)
где MP – предельный продукт фактора производства;
MR – предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.
Издержки на приобретение каждой дополнительной единицы фактора производства получили название предельных издержек ресурса MRС.
Следовательно, условием максимизации прибыли фирмы будет равенство предельной производительности ресурса и предельных издержек: MRP = MRС. Эта закономерность выполняется в отношении любого ресурса.
При анализе поведения фирм на рынке факторов производства следует учитывать, что для каждой из них разные факторы производства служат одновременно и взаимозаменяющими, и взаимодополняющими товарами. Практически любой продукт производства может быть произведен с использованием различных сочетаний ресурсов, то есть различных технологий. Следовательно, изменение цены любого из ресурсов сопровождается изменением спроса на каждый из них. Выбирая наиболее выгодное сочетание ресурсов, фирма для каждого из них сопоставляет предельные издержки с предельной производительностью при сложившихся рыночных ценах как на готовую продукцию, так и на факторы производства. Причем, ресурсы имеет смысл приобретать до тех пор, предельная производительность ресурса не меньше, чем затраты на его приобретение (предельный продукт в денежном выражении). Максимизирующее прибыль сочетание ресурсов будет обеспечено при следующих условиях:
MRP1/Р1=MRP2/Р2=MRP3/Р3= 1, (15.2)
где MRPi - предельный продукт i-того ресурса в денежном выражении;
Pi - цена дополнительной единицы i-того ресурса.
Важнейшими факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательские способности. Каждый из ресурсов обладает своими особенностями, что накладывает отпечаток как на специфику спроса и предложения ресурса, так и на форму дохода.
- Министерство образования российской федерации
- Антонова и.В., Лысенко м.В. Экономика курс лекций для студентов инженерных специальностей. – Тюмень: ТюмГасу, 2007.- с.
- Предисловие
- Раздел I. Основы экономической теории.
- Раздел II. Микроэкономика
- Раздел III. Макроэкономика.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1.1. Этапы становления и развития экономической науки
- 1.2. Функции и роль экономической теории
- Экономическая теория
- Историко-экономические науки:
- 1.3. Метод экономической теории
- Тема 2. Основные закономерности экономической организации общества
- Общественное производство и экономика
- 2.1.2. Понятие воспроизводства. Фазы воспроизводства. Современные представления о воспроизводстве
- 2.1.3.Структура и пропорции общественного производства
- Проблема выбора, принцип альтернативности и производственные возможности
- 2.3. Экономическая система: понятие, типы, модели
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности
- Экономическое содержание отношений собственности
- Формы и виды собственности
- Разгосударствление и приватизация
- Тема 4. Теоретические основы товарного производства
- 4.1. Товарное производство как тип общественного хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства
- 4.3. Деньги и их функции
- 1. Простая, единичная, или случайная форма стоимости
- 2. Полная, или развернутая, форма стоимости.
- Всеобщаяформа стоимости
- Денежная форма.
- 4.4. Закон стоимости как закон товарного производства
- Тема 5. Основы теории капитала
- 5.1. Сущность капитала. Капитал и наемный труд
- 5.2. Постоянный, переменный капитал и прибавочная стоимость
- 5.3. Кругооборот и оборот капитала
- 5.4. Формы и виды капитала. Превращенные формы прибавочной стоимости
- 5.5. Воспроизводство капитала. Простое и расширенное воспроизводство
- Тема 6. Процесс накопления капитала
- 6.1. Сущность и содержание процесса накопления
- 6.2. Концентрация и централизация капитала
- 6.3. Накопление и рост органического строения капитала
- 6.4. Инвестиции как форма реализации накопления
- Тема 7. Научно-технический прогресс и инновации. Экономические закономерности нтп
- 7.1. Техника, наука, научно-технический прогресс и инновации
- Цикличность научно-технического прогресса и смена технологических укладов
- 7.3. Абсолютное и относительное удешевление техники
- Расширения масштабов ее производства и применения;
- Снижения издержек на ее производство при прохождении фаз жизненного цикла;
- Морального старения.
- Относительное удешевление техники
- Тема 8. Рынок, его сущность, структура и основные элементы
- Рынок и рыночная экономика
- Рыночный механизм и его элементы. Конкуренция как элемент рыночного механизма
- 8.3. Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка
- Раздел II микроэкономика
- Тема 9. Основы теории спроса и предложения
- 9.1. Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос
- 9.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения
- Равновесие на рынке. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя
- Эластичность спроса и предложения
- Эффект связи цены и качества
- Эффект срочной необходимости
- Тема 10. Основы теории потребительского выбора
- 10.1. Потребление, потребности и полезность
- 10.2. Количественный подход: теория предельной полезности
- 10.3. Ординалистская теория потребительского поведения
- 1) Кривая безразличия, лежащая выше и правее других (рис. 10.1), представляет собой более предпочтительные наборы товаров;
- 2) Для любой пары доброкачественных благ кривые безразличия вогнуты к началу координат;
- 3) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон;
- Тема 11. Фирма как хозяйствующий субъект
- 11.1. Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие (фирма) как экономический агент
- 11.2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Типы фирм
- Тема 12. Теория производства и издержек
- Производственная функция
- Экономические и бухгалтерские издержки. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль
- Изменение объема и издержек производства в краткосрочномпериоде. Закон убывающей отдачи. Предельный и средний продукт
- 12.4. Постоянные, переменные и валовые издержки. Средние издержки. Предельные издержки
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде
- Тема 13. Экономическое поведение фирмы в
- Взаимосвязь предельных издержек и кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
- Тема 14. Поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции
- 14.2. Чистая монополия: объем выпуска и цена
- 14.3. Фирма на рынках монополистической конкуренции и
- Ценовая дискриминация
- Тема 15. Теория ценообразования на факторы
- 15.1. Особенности рынка факторов производства
- 15.3. Рынок труда: микроуровень
- 15.4. Рынок капитала и ссудный процент
- 15.5. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
- 15.6. Предпринимательство и прибыль
- Тема 16. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Рынок и государство
- Макрорегулирование касается экономической политики государства на уровне национальной экономики в целом и изучается в разделе макроэкономики.
- 16.3. Роль фирмы в микрорегулировании экономических
- Раздел iiiмакроэкономика
- Тема 17. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические показатели
- Понятие макроэкономических моделей
- Рынки продуктовДоходы фирм Потребительские расходы
- Государство Налоги Налоги
- Заграница
- Национальное богатство
- Тема 18. Общее макроэкономическое равновесие
- 18.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие
- Совокупное предложение
- Тема 19. Теория денег
- Сущность и функции денег. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие на денежном рынке
- Банковская система. Функции Центрального и коммерческих банков
- 19.3. Макроэкономическое равновесие в модели is-lm
- Тема 20. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Сущность, причины и механизм инфляции
- Безработица, ее основные формы и последствия
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- Тема 21. Финансовая система. Фискальная и бюджетная политика государства
- 21.1. Финансовая система и ее структура
- Фискальная политика государства
- Налоги, их виды. Принципы налогообложения
- Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Тема 22. Распределение доходов в обществе и социальная политика государства
- 22.1. Проблемы распределения в рыночной экономике
- 22.2. Социальная политика государства и ее эффективность
- Тема 23. Экономический рост
- 23.1. Экономический рост: сущность, показатели
- 23.2. Подходы к классификации экономического роста
- 23.3. Факторы экономического роста. Его потенциал
- Содержание
- Раздел I основы экономической теории Тема 1. Введение в экономическую теорию 6
- Тема 2. Основные закономерности экономической
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности 52
- Раздел III макроэкономика