logo
предпринимательство в книжном деле

9.2. Организация сбыта товарной продукции

Сбыт издательской продукции производится по каналам распространения, под которыми принято понимать пути и способы продвижения книг от производителя к потребителю. С точки зрения рыночного механизма каналы книгораспространения связывают рынок готовой продукции (издательский рынок) с потребительским рынком, формируя тем самым единый книжный рынок страны.

Каналы распространения (на рисунке) разделяются на два уровня: оптовый и розничный, каждый из которых обеспечивает продвижение книги от продавца к покупателю, причем на последующем уровне покупатель предыдущего уровня становится продавцом. Ближайший к конечному потребителю уровень канала книгораспространения является розничным – в нем происходит продажа книги конечному потребителю. Все уровни, предшествующие розничному, являются оптовыми. В оптовом канале производится продажа книг с целью их перепродажи на следующем уровне.

Оптовые каналы являются посредническими: в них производится распределение (дистрибьюция) и продвижение товара. В случае продажи книги потребителю непосредственно издательством имеем прямой канал книгораспространения (англ. direct-market). Конкретные пути, обеспечивающие физическое перемещение товарной массы, называются каналами товародвижения.

Другой вид каналов распространения – информационные каналы, под которыми понимается совокупность способов и информационных средств, обеспечивающих доведение до потребителя (оптового или розничного) информации о книгах, предлагаемых к продаже. Назначение маркетинговых каналов – изучение и стимуляция спроса. Основные виды информационных каналов: тематические планы (анонсы) издательств, каталоги, прайс-листы, реклама в средствах массовой информации (журналы, газеты, радио, телевидение), книготорговая печать, сеть Интернет, PR-мероприятия и т.д.).

Финансовые потоки организуются с помощью финансовых каналов, которые образуют встречный поток денежных средств по отношению к товародвижению. Источник финансового потока – сфера потребления. Через банковскую систему финансовый поток распределяется по счетам субъектов товародвижения. Таким образом, материальный и финансовые потоки составляют единый воспроизводственный цикл.

Каналы товародвижения реализуются отделами сбыта издательств и книготорговыми фирмами.

Издательства практикуют как оптовые, так и розничные (прямые) продажи. Процесс оптовых продаж осуществляется в форме поставок. В процессе поставок продавец выступает в качестве поставщика, покупатель – в качестве получателя.

Организация поставок предусматривает следующие бизнес-стадии:

  1. Планирование товарооборота и его товарного покрытия, заключение договоров поставки между поставщиком и получателем.

  2. В течение года поставщик предлагает, а получатель отбирает издания для поставки и формирует заказ.

  3. Поставщик комплектует партию заказанного товара и производит поставку (экспедирование) партии товара.

  4. Получатель принимает товар по количеству и качеству.

  5. Получатель осуществляет повторный заказ товара, который пользуется спросом у его покупателей (дозаказ).

  6. Покупатель оплачивает товар в соответствии с условиями договора поставки.

Совокупность договоров поставки образует коммерческую договорную сеть издательства, обеспечивающую движение книжной продукции из сферы производства в сферу потребления.

Договор о поставке не является единственной правовой основой коммерческих отношений между поставщиком и получателем. ГК РФ допускает такие виды договоров (см. тему 4):

В дальнейшем будем считать, если это не оговорено особо, что поставка организуется по договору поставки.

Коммерческая деятельность отдельных предпринимателей в книжном деле может принимать разнообразные формы, в которых индивидуальный предприниматель или фирма выполняют посреднические операции между издательством и книготорговой фирмой. Возможны следующие виды посредничества:

Многие оптовые фирмы в книжном деле в своей деятельности сочетают большинство из вышеприведенных видов посредничества.

Большое место в практике реализации тиражей и товарных запасов в настоящее время занимают «прямые продажи» непосредственно потребителю, минуя розничный магазин. Основные методы такой торговли:

Отметим, что коммерческие методы книжного клуба принципиально отличаются от других методов. Основа его деятельности – сбор заказов от членов клуба на издание определенной книги. Члены клуба (в развитых странах некоторые клубы насчитывают несколько миллионов членов), делая заказ, одновременно оплачивают книгу по цене, указанной в предложении. Таким образом, издательская деятельность книжного клуба авансируется его членами. Тираж распределяется между заказчиками, излишки поступают в торговлю.

В настоящее время интенсивно развивается форма организации коллективных продаж в виде сетевого маркетинга. Система сетевого маркетинга позволяет потребителям становиться одновременно и распространителями, создавая многоуровневые сети. Во многих странах сетевой маркетинг, приходя на смену «управленческой экономике», стал важным социологическим фактором развития общества. По условиям сетевого маркетинга предпринимателем может стать каждый желающий при минимальных затратах на организацию бизнеса. Некоторые авторы отождествляют подобный метод торговли с печально известными финансовыми пирамидами. Подобная практика была исследована в США, и в 1979 г. Федеральная торговая палата США приняла закон «О пирамидах», согласно которому сетевой маркетинг не является финансовой пирамидой. К сожалению, организаторы пирамид иногда маскируются под сетевой маркетинг, но это довольно просто выявить.

Механизм сетевого маркетинга заключается в предложении товара потребителям посредством создания торговых сетей. В систему могут входить физические и юридические лица, каждое из которых создает свою собственную сеть (многоуровневый маркетинг), вовлекая новых физических и юридических лиц.

В книжном деле России получила известность многоуровневая сеть известного английского издательства «Дорлинг Киндерсли», которое успешно реализовывало свои книги, не прибегая к посредничеству оптовой и розничной торговли.