2.2 Обоснование необходимости внедрения новой услуги
Главной стратегической целью ресторана «Садко» является существенное усиление своего присутствия на Кинешемском рынке в области оказания услуг общественного питания и организации торжеств. К этому есть все предпосылки: как получение компанией опыта, который позволяет предлагать новые проекты и внедрения, так и общий рост уровня спроса на услуги предприятий общественного питания.
Бизнес-ланч - достаточно распространенная услуга, особенно в мегаполисах. Бизнес-ланч в России подразумевает обед во время рабочего дня. Основное назначение (функция) бизнес-ланча - обеспечение удовлетворения физиологических и эстетических потребностей населения.
Две основные категории посетителей бизнес-ланчей практически у каждого ресторана: это постоянные посетители - те кто работает неподалеку и те, кто регулярно оказывается рядом с рестораном в силу тех или иных причин; вторая группа - те, кто оказался рядом с рестораном случайно, и маловероятно, что еще когда-либо сюда забредет.
Таким образом, для ресторана, предлагающего бизнес-ланчи и рассчитывающего делать на этом деньги, а не развлекаться от нечего делать, важно место. Бизнес-ланчи выгодны для ресторанов, расположенных, в первую очередь, в офисной зоне (большое скопление офисов в непосредственной близости от ресторана) и на пути больших потоков людей в будние дни.
Причем, если говорить о потоках людей, то очень важно, чтобы ресторан был непосредственно внутри потока.
Кроме того, неоспоримое преимущество имеет «раскрученный» ресторан, ресторан-бренд. Впрочем, если он действительно хорошо раскручен, то и во время бизнес-ланча люди очень часто обедают по основному меню.
В этой связи можно обозначить «естественных» врагов ресторанных бизнес-ланчей:
Стационарные точки общественного питания в офисных центрах. Если предлагаемый ими ассортимент разнообразный и съедобный, бороться с ним практически невозможно.
Доставка обедов в офис. На предприятии не всегда подходящие условия для приема пищи, стоимость может быть вполне сравнима с бизнес-ланчами, а то и выше. Люди часто предпочитают слегка прогуляться с места работы. Компании, осуществляющие доставку обедов в офис, периодически делают это с перебоями.
Предприятия быстрого обслуживания на улице и колесный фаст-фуд. Основное преимущество предприятий быстрого обслуживания перед ресторанными бизнес-ланчами заключается в следующем: как правило, это больший выбор блюд (или в бизнес-ланчах слишком маленький выбор); обслуживание происходит быстрее; атмосфера (много людей, весело, вкусно, достаточно быстро, не расслабляешься - быстро поел - пошел работать).
Стоимость бизнес-ланча в открытых точках питания находится в очень широком диапазоне (от 80 до 500 рублей).
Бизнес-ланчи организуются по трем основным типам:
Основное меню со скидками. Большинство рестораторов готовы предоставлять значительные скидки размером в 20-30% на основное меню в период с 12.00 до 16.00 по рабочим дням. Главным плюсом такого предложения, кроме увеличения дневной проходимости, является сохранение реноме заведения, качества блюд и уровня обслуживания. Главным минусом - увеличение времени обеда для делового посетителя. К тому же, даже с учетом скидки, стоимость полного обеда в таких ресторанах в среднем всегда выше, чем цена сформированного бизнес-ланча.
Сформированное меню. Многие рестораторы пошли по пути составления отдельного меню для бизнес-ланча. За редким исключением, такой формат в каждом заведении имеет несколько вариантов: либо по ассортименту внутри одной ценовой категории, либо по количественному наполнению разных ценовых предложений.
В виде шведского стола, когда возможен как свободный выбор всех блюд, так и, что бывает гораздо чаще, только вторых горячих и холодных закусок. Фиксированная цена обеда для клиента в этом случае требует особой тщательности при разработке ассортимента.
В любом случае, меню сформированного бизнес-ланча, в отличие от назначения скидок на основное меню, как минимум меняется каждый день в течение рабочей недели.
В структуру ресторана «Садко» входят:
1. Два зала - основной площадью 88 кв.м на 70 мест и банкетный площадью 44 кв.м на 40 мест. Режим работы ресторана с 11.00 до 23.00
2. Ресторан площадью 30кв.м на 35 человек. Режим работы – с 11.00 до 23.00.
3. Летней ресторан «Летний дворик». Режим работы - с 11.00 до 23.00
4. Мини-бары в номерах.
Ресторан «Садко» принял решение об организации бизнес-ланчей одновременно по трем направлениям:
обслуживание посетителей по сформированному бизнес-меню в основном зале ресторана;
организация шведского стола в банкетном зале ресторана;
организация обслуживания близлежащих организаций по сформированному бизнес-меню.
Негативных факторов для организации бизнес-ланчей в близлежащем окружении ресторана «Садко» не очень много, следовательно можно ожидать от услуги хорошей отдачи.
Преимущества и недостатки услуги бизнес-ланча ресторана «Садко» можно проиллюстрировать следующей таблицей (оценки имеют следующее значение: 1 - отсутствует, 2- неудовлетворительно, 3 - удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 - отлично).
* - ресторан «У»
_ - кафе «Р»
O- кафе «С»
Таблица № 2
Преимущества и недостатки услуги бизнес-ланча
№ п/п | Наименование характеристик | Оценки | Примечания для Ресторана «Садко» | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| |||
1 | Цена |
| _ | O | * |
| Цены находятся на среднем уровне: несколько ниже, чем в ресторанах, но выше, чем в кафе | |
2 | Выбор блюд |
|
| O | _ | * | Достаточно широкий | |
3 | Качество |
|
| O | _ | * | Продукция полностью соответствует всем нормативным требованиям, используемое сырье является качественным, оборудование для изготовления, доставки и хранения - современным | |
4 | Размер порций |
|
| * | _ | O | Достаточно большой | |
5 | Полнота применяемых типов бизнес-ланчей |
|
| O | * | _ | Все типы |
Жизненный цикл услуги бизнес-ланч ресторана «Садко» на ближайший год можно проиллюстрировать следующим образом:
Стадии жизненного цикла товара в нашем случае совпадают с особенностями колебания потребительского спроса на услуги общественного питания повседневного спроса:
июль - средний уровень спроса, и, соответственно, продаж (стадия внедрения);
август - небольшое увеличение спроса в связи с ознакомлением потребителей с предоставлением услуги (стадия роста);
сентябрь-декабрь - довольно высокий спрос в связи с увеличением покупательского спроса и предстоящими праздниками (стадия насыщения - зрелости);
январь - постепенное снижение спроса (уровня продаж) в связи с периодом каникул и отпусков (стадия спада);
февраль-март - рост в связи с праздниками, возобновлением работы в обычном режиме;
апрель-июнь - небольшой спад в связи с наступлением периода летних отпусков.
Таблица № 3
Жизненный цикл услуги бизнес-ланч
Наименование показателя | Июль | Авг | Сент | Окт | Нояб | Дек | Янв | Фев | Март | Апр | Май | Июнь | |
2013г | 2014г | ||||||||||||
Уровень продаж, руб. | 500 | 600 | 700 | 700 | 700 | 800 | 600 | 700 | 800 | 700 | 600 | 600 | |
Расходы, руб. | 400 | 480 | 525 | 525 | 525 | 600 | 450 | 487,5 | 600 | 525 | 450 | 450 | |
Прибыль, руб. | 100 | 120 | 175 | 175 | 175 | 200 | 150 | 162,5 | 200 | 175 | 150 | 150 |
После внедрения услуги бизнес-ланч ресторану «Садко» необходимо повышать эффективность услуги и всячески стимулировать людей к посещениям (держать цены на уровне ниже, чем у конкурентов; внедрять новшества).
Производственная программа
Ресторан «Садко» планирует организацию бизнес-ланча по таким направлениям как:
1. обслуживание посетителей в основном зале по основному или специализированному меню бизнес-ланч;
2. обслуживание посетителей методом «шведский стол»;
3. доставка обедов в офисы.
В связи с этим производственные процессы предприятия по организации бизнес-ланча будут включать следующие процессы:
1. разработка специализированного меню на каждый день недели (ресурсы: 1 штатная единица для разработки меню, расчета объемов блюд и стоимости, 1 штатная единица для формирования бизнес-ланча);
2. разработка перечня блюд для формирования шведского стола, закупка оборудования и посуды для размещения блюд, организация расчетного узла (ресурсы: 1 штатная единица для разработки меню и расчета стоимости бизнес-ланча, 1 штатная единица для формирования бизнес-ланча; 1 штатная единица для обслуживания посетителей и предоставления консультаций, 1 штатная единица кассир);
3. разработка рекламного обращения, сбор информации о расположенных в районе организациях, рассылка рекламного обращения, сбор и обработка информации о запросах потребителей, расчет объемов и стоимости заказов, закупка сырья и оборудования для доставки заказов, доставка заказов и получение оплаты (ресурсы: 1 штатная единица - маркетолог, 1 штатная единица для расчета заказов, 1 штатная единица для доставки заказов).
Схема взаимодействия участников процесса имеет следующий вид:
Залы обслуживания посетителей в ресторане «Садко» рассчитаны на 110 посетителей, 55% планируется оставить под обслуживание постоянных клиентов, а 45% - для предоставления услуги бизнес-ланч, из них по 50% на обслуживание по меню и 50% на «шведский стол». Для доставки в офисы бизнес-ланч рассчитан на 50 человек. Следовательно, производить расчет расходов необходимо на 100 единиц.
Себестоимость бизнес-ланча в расчете на одного потребителя составит: Таблица № 4
Калькуляция расхода материалов на единицу товара (стандартный бизнес-ланч на одного потребителя), (переменные расходы в руб.)
№ п.п. | Наименования исходных материалов (сырья) | Ед. измер. сырья | Потребн. на ед. тов. | Цена ед. изм. сырья | Цена на ед. тов. | Примечания |
1. | Мясо животное / Мясо птицы / Рыба | Кг | 0,3 | 100,0 | 30,0 | Для приготовления первого и второго блюд |
2. | Овощи для первых блюд, гарнира, салатов (картофель, морковь, лук, свекла, помидоры, огурцы, сладкий перец) | Кг | 0,4 | 20,0 | 8,0 | Для приготовления салата и гарнира |
3. | Консервированные продукты (зеленый горошек, сладкая кукуруза, рыбные консервы) | кг | 0,1 | 15,0 | 1,5 | Для приготовления салата, гарнира, украшения блюд |
4. | Бакалейные товары (крупы, макаронные изделия) | Кг | 0,2 | 30,0 | 6,0 | Для приготовления салата и гарнира |
5. | Специи | Кг | 0,05 | 50,0 | 2,5 |
|
6. | Майонез | Кг | 0,1 | 55,0 | 5,5 |
|
7. | Растительное масло | Кг | 0,2 | 50,0 | 10,0 |
|
8. | Молочные продукты | Кг | 0,1 | 30,0 | 1,5 |
|
9. | Хлебобулочные изделия | Кг | 0,3 | 20,0 | 6,0 |
|
10. | Напитки (чай, кофе, сок, вода) | Л | 0,5 | 30,0 | 15,0 |
|
11. | Кондитерские изделия | Кг | 0,2 | 45,0 | 9,0 |
|
| Итого: |
|
|
| 95,0 |
|
Для реализации проекта не требуется дополнительных площадей или мощностей, бизнес-ланчи будут изготавливаться на том же оборудовании, что и блюда для обычного меню. Необходимо только приобрести витрину-холодильник для размещения салатов, закусок, кондитерских изделий, а также стола для горячих блюд и напитков в зале, где потребители будут обслуживаться методом «шведский стол», а также транспортное средство для доставки заказов в офисы. Ресторану «Садко» потребуются следующие машины и оборудование:
Таблица № 5
Перечень оборудования и машин
(Постоянные расходы, приведенные к месяцу в руб.)
№ п/п | Наименования оборудования | Цена за ед. на 01.05.13 | Срок службы (лет) | Амортизация за мес. | Всего | Суммарная цена оборудования т.р. | Кол-во об. Амортиз. |
1. | Витрина-холодильник | 8500,0 | 10,0 | 70,8 | 1,0 | 70,8 | 8500,0 |
2. | Стол для размещения блюд «шведского стола» | 4500,0 | 10,0 | 37,5 | 1,0 | 37,5 | 4500,0 |
3. | Автомобиль | 150000,0 | 10,0 | 1250,0 | 1,0 | 1250,0 | 150000,0 |
| Итого: | 163000,0 |
| 1358,3
|
| 1358,3
| 163000,0
|
Необходимо также дополнительно приобрести посуду и инвентарь для приготовления и размещения блюд, а также доставки их в офисы, находящиеся вне здания ресторана (специальные мобильные установки, позволяющие сохранять продукт при определенной температуре):
Таблица № 6
Перечень инвентаря
(постоянные расходы, приведенные к месяцу в руб.)
№ п/п | Наименования инвентаря | Цена за ед. на 01.05.14 | Срок службы (лет) | Амортизация за месяц. | Всего
| Суммарная цена инвентаря | Кол-во ин. Амортиз |
1. | Посуда и инвентарь для приготовления бизнес-ланча | 1000,0 | 5,0 | 16,7 | 1,0 | 16,7 | 1000,0 |
2. | Посуда и инвентарь для доставки бизнес-ланча в офисы | 5000,0 | 5,0 | 83,3 | 1,0 | 83,3 | 5000,0 |
Итого: |
| 6000,0 |
| 100,0 |
| 100,0 | 6000,0 |
Необходимо также учесть расходы, прямо не связанные с изготовлением бизнес-ланча, но влияющие на его стоимость. Данные услуги распространяются на всю деятельность ресторана, поэтому их стоимость для проекта можно рассчитать, как долю выручки от оказания услуги бизнес-ланча в общей выручке ресторана.
Таблица № 7
Перечень прочих расходов:
(постоянные расходы, приведенные к месяцу в руб.)
№ п/п. | Наименования прочих расходов | Стоимость един.расх. | Кол-во раз в году | Общая стоимость | Средняя в месяц |
1. | Коммунальные услуги | 500,0 | 12,0 | 6000,0 | 500,0 |
2. | Расходы на командировки | 1000,0 | 1,0 | 1000,0 | 83,3 |
3. | Представительские расходы | 3000,0 | 2,0 | 6000,0 | 500,0 |
4. | Канцелярские расходы | 200,0 | 12,0 | 2400,0 | 200,0 |
5. | Услуги по уборке | 50,0 | 12,0 | 600,0 | 50,0 |
6. | Услуги за пользование телеф. | 200,0 | 12,0 | 2400,0 | 200,0 |
| Итого: |
|
| 18400,0 | 1533,3 |
Нужно также рассчитать затраты на оплату труда персонала, необходимого для осуществления проекта. Для этого необходимо расширить штат ресторана на следующие единицы: два повара (для приготовления салатов, горячих блюд, кондитерских изделий), пять официантов (2 - для обслуживания в залах ресторана, 3 - для доставки бизнес-ланча в сторонние организации и обслуживания потребителей), два кухонных работника (для подготовки блюд к подаче, уборки), водитель (для доставки обедов в сторонние организации), один калькулятор (для расчета стоимости бизнес-ланча):
- Введение
- Глава 1. Теоритические основы разработки бизнес – плана
- Понятие и сущность бизнес – плана
- Разделы бизнес – плана
- 1.3 Особенности разработки бизнес – плана с целью внедрения новой
- Глава 2. Разработка бизнес – плана предприятия общественного питания с целью внедрения новой услуги в ресторане «Садко»
- 2.1 Характеристика ресторана «Садко»
- 2.2 Обоснование необходимости внедрения новой услуги
- 2.3 Составление бизнес – плана ресторана «Садко» с целью внедрения бизнес – ланча.
- План маркетинга
- Заключение
- Список литературы