Спрос и предложение
Спрос (D – demand) — представленная на рынке потребность в благах и подкрепленная денежными средствами.
Кривая DD' называется кривой спроса. Она показывает обратную зависимость величины спроса от цены (P – price): с увеличением цены спрос падает, и наоборот.
Qd = f (1/P); .
Количество товара
Рис. Кривая спроса
Объем спроса — количество благ, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени
Факторы объема спроса
• ценовые – повышение цены сужает круг покупателей данного товара, а при снижении ее круг покупателей расширяется. Существует обратная связь между ценой и величиной спроса);
• неценовые:
• доходы потребителей; Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот.
• вкусы потребителей (мода); Проявляется «эффект присоединения к большинству».
• рост общего числа покупателей. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.
• цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые — субституты и товары-комплементы);
Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.
Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.
• потребительские ожидания. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).
Кривая спроса — представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар (количество которого могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой при неизменных ценовых факторах.
Изменение цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовых факторов — к смещению кривой спроса.
Закон спроса — рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.
Цена спроса — максимальная цена, которую покупатель согласен предложить за единицу товара в данный момент.
Отклонения от закона спроса
• величина спроса на товары первой необходимости при повышении цен также продолжает расти (товары Гиффена). Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен.
• при снижении цен на высококачественные товары роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев ("эффект сноба", или "эффект Веблена");
• при аномальной реакции спроса в кратковременный период за ростом цен наблюдается и рост спроса (срабатывает механизм потребительских ожиданий).
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность
1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены. (Реакция покупателя на изменение цен данного товара). Измеряется коэффициентом эластичности (Еd) – определяется как отношение процентного изменения количества продукции на которую изменяется спрос, к процентному изменению цены
эластичность
|
| Соотношение изменения спроса и цены
|
коэффициент | ||
Совершенно Неэластичный спрос
| Е=0
| Цена растет (падает), спрос постоянен
|
Неэластичный Спрос
| Е< 1
| Цена растет (падает) больше, чем спрос
|
Эластичный спрос -
| Е> 1
| Цена растет (падает) меньше, чем спрос
|
гЕдиничная эластичность спроса
| •Е= 1
| Спрос и цена изменяются в равной степени
|
Совершенно эластичный спрос
| Е=оо
| Спрос растет (падает), цена постоянна
|
Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:
• спрос на инсулин — совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);
• спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) — неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
• спрос на предметы роскоши — эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;
Факторы ценовой эластичности
• заменяемость — спрос на товар, имеющий больше товаров-субститутов, будет более эластичным;
• удельный вес в бюджете потребителя — при большем удельном весе данного товара в бюджете при прочих равных условиях эластичность спроса на этот товар будет выше;
• временной фактор — с течением времени спрос становится более эластичным:
• вкусы и предпочтения потребителей консервативны и необходимо время для адаптации;
• доступность блага — чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар, нет выбора, и товар покупается по цене на данный момент;
2. Перекрестная эластичность — эластичность, показывающая, как изменяется спрос на товар А при изменении цены на товар В на 1 % (для товаров-комплементов она отрицательна, т.е. увеличение цены на один из них вызывает снижение спроса на другой). Если:
Е > 1, то товары.а и b — взаимозаменяемые;
Е < 1, то товары а и b — взаимодополняемые;
Е = 1, то товары а и Ь — независимые друг от друга.
3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода
Ei = процентное изменение величины спроса / процентное изменение величины дохода
Классификация товаров по эластичности спроса по доходу
• товар "низкий" — при Е.<0;
• товар первой необходимости — при 1<Е>0;
• товар второй необходимости — при Е =1 или приближается к этому значению;
• предметы роскоши - при Е;>1.
Предложение: понятие, факторы, эластичность
Предложение (S –supply) — это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.
Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот.
S=f(p); f(p)>0.
Количество товара, ед.
Рис. Кривая предложения
Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения:
величина издержек, производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;
налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;
наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;
количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.; . Эластичность предложения зависит прежде всего от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.
Кривая предложения — представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и его рыночной ценой при неизменных неценовых факторах.
Закон предложения — с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях.
Кривая предложения S отражает прямую зависимость между ценой товара Р и объемом его предложения Q на рынке. Тенденция к увеличению предложения при росте цен объясняет что предприниматели получают добавочную прибыль и имеют возможность расширить производство. Кроме того, повышение цен на продукцию может привлечь в данную отрасль новых производителей.
Эластичность предложения по цене — чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.
Коэффициент эластичности предложения по цене Е показывает, на сколько процентов изменится величина предложения товаров Q при изменении цены единицы товара на 1 %. Эластичность предложения по цене в значительной степени зависит от фактора времени.
Периоды изменения ситуации на рынке
• мгновенный — реализации подлежит товар, изготовленный под установившуюся рыночную цену, т.е. предложение должно подстраиваться под спрос и оно абсолютно неэластично;
• краткосрочный — с изменением цены производитель может изменять величину предложения за счет изменения переменных факторов производства; предложение становится эластичным
долгосрочный — создаются новые производственные мощности, входят в отрасль новые фирмы, и предложение в этот период наиболее эластично.
Рыночное равновесие — состояние рынка, характеризуемое наличием сбалансированности (равновесия) спроса и предложения.
ситуации равновесия по спросу и предложению
• стабильное — нарушенное рыночное равновесие восстанавливается опять;
• нестабильное — нарушенное рыночное равновесие остается таковым на протяжении длительного периода (хронический товарный дефицит и покупательский спрос продолжительное время не удовлетворяются);
• рынок потребителя — устойчивое превышение предложения над спросом (конкурируют производители за лучшее и более полное удовлетворение запросов потребителей);
• рынок производителя — устойчивое превышение спроса над предложением (конкурируют потребители за доступ к товару).
Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной (Pe), а соответствующий ей объем продукции — равновесным (Qe).
А.Маршалл: «когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товаров, производимых в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».
Равновесная цена
Рис. Рыночное равновесие
При цене P е рынок находится в равновесии: объем продукции, на которую предъявляется спрос, равен ее предложению
Дефицит, который возникает при цене ниже равновесной толкает цену вверх, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию.
Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое точное равновесие будет нарушаться.
При одновременном изменении спроса и предложения возможны три случая:
• предложение растет больше, чем растет спрос;
• предложение растет меньше, чем растет спрос;
• предложение и спрос возрастают одинаково.
Регулирование рыночного равновесия государством
• через фиксацию цен — если зафиксированная цена какого-либо товара выше или ниже равновесной, то будет искусственно поддерживаться его избыток или дефицит. В первом случае государство увеличивает закупки, а во втором — прибегает к импорту товаров;
• через налоговую политику — косвенными налогами (включенными непосредственно в цену товара) увеличивается цена товара, которая уменьшает величину спроса, и устанавливаются новая равновесная цена и новый равновесный объем производства;
• через дотации (государственные пособия организациям, предприятиям для покрытия убытков или других целей) — часть цены на товар производителя оплачивает государство, в результате фактическая цена является ниже равновесной, и она устанавливается на более низком уровне, чем прежняя. Предложение в данном случае увеличивается, а цена для покупателя снизится;
• через субсидии (пособия из бюджета) — повышается спрос, стимулируется предложение, равновесная цена будет расти.
- Раздел 1. Введение. Общие вопросы экономической теории.
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Функции экономической теории
- Тема 2.Потребности и ресурсы. Экономические системы
- Тема 3. Рыночная экономика и ее модели
- Рыночное хозяйство
- Тема 4. Рыночный механизм
- Спрос и предложение
- Тема 5. Теория потребления
- Тема 6. Теория производства
- Тема 7. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Тема 8. Ценообразование на факторы производства
- Тема 9. Рыночные пределы и экономическая роль государства.
- Макроэкономика
- Тема 10. Национальная экономика и макроэкономические позатели
- Результаты исчисления внп «по расходам» и «по доходам» должны совпадать
- Национальное богатство
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие Вопросы:
- Тема 12. Особенности функционирования денежного рынка. Монетарная политика государства.
- Тема 13. Финансовая система и основы фискальной политики
- Тема 14. Безработица и инфляция как формы проявления макроэкономической нестабильности