logo
Экономика КурсЛ

Тема 14. Поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции

14.1. Несовершенная конкуренция и ее формы.

14.2. Чистая монополия: объем выпуска и цена.

14.3. Фирма на рынках монополистической конкуренции и олигополии.

14.4. Ценовая дискриминация.

    1. Несовершенная конкуренция и ее формы

Рынки несовершенной конкуренции – это такие рынки, на которых не действует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. В реальной экономике практически любой рынок является рынком несовершенной конкуренции, где производители имеют хотя бы минимальную возможность воздействовать на цену путем регулирования объема выпуска продукции. Графически эта возможность отражается убывающей кривой спроса на товар отдельной фирмы (рис. 14.1).

Р

d

  1. Q

Рис. 14.1. Кривая спроса фирмы на рынке несовершенной конкуренции

Чем большей долей отраслевого предложения располагает фирма-производитель, тем более чувствителен рынок к изменению объема выпуска этой фирмой, тем сильнее ее влияние на рыночную цену.

Монопольная (рыночная) власть производителя – это обусловленная особенностями рыночной организации его способность оказывать воздействие на рыночную цену блага посредством регулирования объема его предложения.

В роли монополии не обязательно выступает крупная фирма, главное – удельный вес фирмы (фирм) в производстве и сбыте конкретного вида продукции. Чем более значительной долей отраслевого предложения располагает фирма, тем более чувствителен рынок к изменению ее объема выпуска, и тем сильнее влияние этой фирмы на цену. Иными словами, более важен относительный, а не абсолютный размер фирмы, хотя эти показатели, как правило, взаимосвязаны.

Другим источником рыночной власти может служить эластичность рыночного спроса. Чем менее эластичным является спрос на продукцию фирмы, тем она более свободна в выборе цены, так как может не опасаться отрицательной реакции потребителей на повышение цены. Низкой эластичности спроса на товар конкретной фирмы способствует отсутствие у ее продукции товаров – заменителей (у потребителей просто нет выбора, и они вынуждены приобретать товары конкретного производителя).

Наличие монопольной власти, тем не менее, не означает, что производитель может произвольно устанавливать цену на свою продукцию. Изменить цену на свой товар фирма может, лишь соответственным образом изменив предложение. Изменение общей выручки в этом случае будет зависеть от изменения цены P и количества Q.

Δ TR = PQ) + QP). (14.1)

Разделив обе части уравнения на ΔQ, получим:

MR = P + QP)/ ΔQ . (14.2)

Если и числитель, и знаменатель выражения QP)/ ΔQ умножить на Р, мы получим Р/ ЕdР , тогда:

MR = P + Р/ ЕdР = Р ( 1 + 1/ ЕdР). (14.3)

При оценке предельной выручки фирмы нельзя забывать, что ЕdР здесь представляет собой эластичность кривой спроса фирмы, а не рыночной кривой спроса. Анализ полученной функции предельной выручки позволяет сделать вывод, что для убывающей кривой спроса предельная выручка меньше цены товара, так как эластичность спроса по цене для нормальных товаров - величина отрицательная.

Для оценки степени монополизации рынка может использоваться несколько показателей. Наиболее известными и применяемыми являются индекс Херфиндаля - Хиршмана и индекс Лернера.

Индекс Лернера (IL) – показатель монопольной власти.

Если для конкурентной фирмы цена равняется предельным издержкам, то фирмы, обладающие монопольной властью, имеют возможность продавать товары по ценам, превышающим предельные издержки. Следовательно, монопольная власть может быть измерена через превышение цены, обеспечивающей максимизацию прибыли, над предельными издержками производства. Индекс Лернера определяется как отношение разности цены (Р) и предельных издержек (МС) к цене товара.

IL = (Р – МС)/Р. (14.4)

Этот индекс всегда имеет значение в пределах от 0 до 1. Для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции он равен 0. Чем ближе значение индекса к 1, тем больше степень монопольной власти.

Используя условие максимизации прибыли MR = MC, а также формулу предельной выручки 6.3 (MR = Р (1 + 1/ ЕdР)), получим следующую формулу индекса Лернера:

IL = - 1/ ЕdР. (14.5)

Рыночная власть фирмы находится, таким образом, в обратной зависимости от эластичности спроса на ее продукцию.

Индекс Херфиндаля – Хиршмана (IHH) – это показатель распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка. Он рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех продавцов на рынке:

n

IHH = Σ Si2, (14.6)

i=1

где Si2 – удельный вес i – той фирмы, действующей на анализируемом рынке.

Если в отрасли действует 1000 одинаковых фирм, то Si каждой фирм будет 0,1%, а IHH = 1000 х 0,1 х 0,1 = 10. Если количество фирм уменьшится до 100, IHH станет равным 100 (100 х 1 х 1). Если же в отрасли останется лишь одна фирма, выпускающая 100% продукции, IHH будет равен 10000 (1002). На примере этих несложных расчетов нетрудно убедиться, что чем больше значение IHH, тем выше степень концентрации производства в отрасли и степень ее монополизации.

В США, где преобладает чисто количественный подход к оценке степени монополизации отрасли, именно IHH является основным показателем, определяющим политику государства по отношению к тому или иному рынку. Если IHH меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным, здесь разрешаются слияния фирм. Если IHH варьируется в пределах от 1000 до 1800, рынок признается умеренно концентрированным. Причем уже в случае, когда индекс Херфиндаля – Хиршмана достигает 1400, Департамент юстиции США может проверить целесообразность слияния компаний. Если же IHH превышает 1800, отрасль считается высокомонополизированной и вопрос о возможности дальнейших слияний передается на рассмотрение Комиссии по монополиям и слияниям, являющейся независимым административным судом. В некоторых случаях возможно даже принятие решения о дроблении фирмы на составляющие, чтобы обеспечить повышение степени конкурентности отрасли.

В зависимости от степени монопольной власти, которой располагают хозяйствующие субъекты в своей отрасли, выделяются следующие рыночные структуры: совершенная конкуренция (см. тему 5); чистая монополия; монополистическая конкуренция и олигополия.

Считается, что отрасль работает в условиях монополистической конкуренции, если она состоит из большого числа фирм, производящих сходную, но не одинаковую продукцию. Фирмы получают определенную монопольную власть за счет дифференциации товара, таким образом, весь отраслевой рынок делится на множество сегментов, выпускающих продукты, имеющие свои отличительные черты, в результате чего они являются разными товарами. Дифференциация товара может основываться на внешних его различиях, различиях в качестве, наличии или отсутствии отдельных потребительских свойств, а также и на обслуживании покупателей.

Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг и т.п. В условиях дифференциации товаров важное значение приобретают неценовые факторы: фирменная марка, реклама, условия продажи, возможность покупки в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и многие другие.

Монополистическая конкуренция не воздвигает высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет существенного значения, и для начала дела не нужен большой капитал. Наличие множества фирм не дает возможности ни одной из них оказывать существенное влияние на цену.

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой в отрасли существует несколько производителей-продавцов, и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из них ведет к изменению цены.

Продукт на рынке олигополии может быть как однородным, так и дифференцированным. Но в любом случае каждая фирма знает, что многие решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и должна считаться с этим обстоятельством.

Вход на рынок олигополии существенно затруднен, причем одним из основных барьеров становится размер первоначального капитала.

Фирма считается чистой монополией, если она является единственным поставщиком однородного товара. В результате границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста является рыночной кривой спроса на этот товар. Вход на рынок для других фирм заблокирован. Характер входных барьеров может быть разным: высокий уровень капиталоемкости, вследствие чего крупная фирма экономит на масштабах производства; тарифные скидки; патенты и лицензии; меры государственной политики и т.д. В результате действия этих барьеров затраты, связанные с проникновением на рынок, становятся настолько высокими, что под угрозу ставится окупаемость инвестиционных капиталов.