3. Лозаннская школа маржинализма.
Вальрас Леон Мари Эспри(1834 - 1910). Швейцарский экономист, основатель и крупнейшийпредставитель математической школыв политической экономии. Профессор Лозаннского университета. Наряду с К. Менгером и У. Джевонсом являлся родоначальником теории предельной полезности. Он - авторсистемы общего экономического равновесия, в основе которой лежат показатели, характеризующие поведение экономических субъектов. Главный вклад Л. Вальраса в экономическую науку - книга «Элементы чистой политической экономии»(1874). В этой книге он впервые построил точную систему уравнений и показал, как взаимосвязаны в экономической системе различные рынки. Вальрас доказал, что свободная рыночная экономика может и без регулирования достичь положенияобщего равновесия, то есть одновременного равновесия на всех рынках и во всем хозяйстве.
В рамках общего равновесного анализа спрос на каждый товар (потребительские товары и услуги, факторы производства) зависит не только от его цены, но и от цен на все остальные товары. Величину этого спросаможно представить в виде функции от всех существующих в экономике цен. Предложение каждого из товаров также зависит от уровня цен на все товары.Величина предложениятоже может быть представлена в виде функции от всех существующих в экономике цен. Если значения цен на все товары заданы, то значения функций спроса для всех товаров должны бытьравнызначениям функций предложения для соответствующих товаров.
В условиях экономической статики(именно такую экономику рассматривает теория экономического равновесия) совокупнаясумма спросав экономике по стоимости всегдабудет равнасовокупнойсумме предложений. Этот закон получил в экономической литературе названиезакона Вальраса. Согласно этому закону, нет никакого поступления средств к экономическим агентам «извне», а также нет отложенного спроса. Поэтому если при заданной системе цен спрос и предложение совпали на всех рынках, кроме одного, то спрос и предложение автоматически совпадут и на последнем оставшемся рынке.
В отличие от более поздних экономических моделей посткейнсианского периода, эта математическая модель народного хозяйства основывается не на макроэкономических показателях типа национального дохода, численности занятых, валовых инвестициях в народное хозяйство, а на микроэкономических показателях, характеризующих поведение отдельных производителей (для каждого товара в модели Вальраса выделяется отдельное уравнение) и поведение отдельных потребителей. Равенство спроса и предложения по каждому товару в модели Вальраса обеспечивается с помощьюравновесных цен. Состояниеравновесиядостигается тогда, когдаотношение предельной полезности товара к его цене для всех товаров становится одинаковым.
Основным инструментом в механизме достижения равновесия служит цена. Выравнивание спроса и предложения товаров происходит посредством «нащупывания», поиска взаимоприемлемых цен, выступающих в виде цен равновесия. «Нащупывание» по Вальрасу означает движение к цели методом проб и ошибок (что-то похожее на всеобщий аукцион). Промежуточные цены исключаются, пока не будет найдена равновесная цена, которая устанавливается в точке равновесия между полезностью товара и издержками его производства. Цена выступает в качестве регулятора пропорций обмена. Она обеспечивает сочетание степени полезности с уровнем затрат. Для покупателя цена выступает в качестве критерия оценки полезности данного товара по отношению к полезности других товаров. Для продавца полезность цены определяется соотношением выручки и затрат на производство товаров.
Вальрас обосновывает принцип взаимосвязанности цен не только на товарном рынке, но и фактически на всех рынках. Он подчеркивает, что цены на потребительские товары зависят от цен факторов (ренты, ссудного процента, зарплаты). В свою очередь цены факторов производства зависят от цен потребительских товаров. Количество денег, уплачиваемых за факторы производства, должно соответствовать количеству денег, уплачиваемых за потребительские товары. Равновесие на рынках факторов производства согласуется с равновесием на рынках потребительских товаров. На рынках устанавливается одна цена дляравнозначных товаров. Эта цена выравнивает предлагаемое количество с потребленным количеством, предложение согласуется с реальным спросом, спрос соответствует предложению. Цена товаров соответствует издержкам, отвечает их предельной полезности.
Для математического обоснования предлагаемой системы Вальрас использовал положение, согласно которому отношение предельных полезностей товаров к их ценам должно быть принято одинаковым для всех товаров. Иными словами, каждый участник обмена извлекает из него равную выгоду. Этоусловие и есть равновесие. Равновесие цены способствует устранению излишков и дефицита: количество предлагаемых товаров соответствует количеству приобретаемых товаров, общая сумма цен товаров равна совокупным издержкам.
Изложенная Вальрасом система взаимосвязанности и эквивалентности слишком строга и красива, чтобы соответствовать действительности, так как определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке. Частичное равновесие на определенном количестве рынков вовсе не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков. Вальрас сам понимает это и с помощью систем уравнений доказывает, что общее экономическое равновесие может существовать как «идеал», к которому стремится экономика, так как с чисто теоретической точки зрения, при равенстве количества независимых уравнений числу неизвестных в системе, решение может быть найдено.
Б. Селигмен делает вывод, что модель Вальраса - чистая теория, она не является подлинно действующей. В ней не учитывались такие факторы как время, неуверенность, рост нововведений, предпочтение ликвидности, вкусы, реклама, увеличение инвестиций, экономический цикл и т.п.
Сам Вальрас не рассматривал свою систему уравнений в качестве сколько-нибудь удовлетворительной картины действительности. Он считал ее лишьэффективным вспомогательным средствоманализа и полагал, что следует осторожно переносить выводы математического анализа на реальные проблемы.В экономической теории имелось немало попыток усовершенствования исходной модели Вальраса, направленных, в первую очередь, на преодоление ее механистичности и предельной упрощенности.
Смысл теории общего экономического равновесия состоит в том, чтобы доказать, что рыночная экономика - это стабильная, устойчивая система, не нуждающаяся в помощи извне. Рынок всегда в силу внутренних причин стремится преодолеть неравновесность и приблизится к идеалу, изображенному Л. Вальрасом. Известный американский экономист Йозеф Шумпетер главную работу Вальраса «Элементы чистой политической экономии» назвал «Священным писанием» политэкономии.
Примененный Вальрасом метод постановки проблемы имел фундаментальное значение для всей современной политической экономии. Теория общего равновесия в модернизированном виде до сих пор является ядром экономической науки. Широко известны основные идеи теории общего экономического равновесия Леона Вальраса, состоящие в том, что:
- всякое рыночное хозяйство стремится к равновесию в виде тенденций;
- существует взаимозависимость основных элементов рыночной экономики;
- равновесие в экономике не сводится к рыночному равновесию, но оно может быть достигнуто только через рыночный механизм.
Вильфредо Парето(1848-1923) – итальянский экономист, преемник Л. Вальраса, виднейший представитель «лозаннской школы» маржинализма. Его основные работы: «Курс политической экономии» (1898), «Учение политической экономии» (1906) и «Трактат по общей социологии» (1916). В. Парето, как и Л. Вальрас сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия, исходя из маржинальных идей экономического анализа. Но содержание взглядов В. Парето позволяет считать его маржиналистом «второй волны».
В. Парето опирался не на казуальный, а на функциональныйанализ, поэтому он преодолел субъективизм присущий Вальрасу. Парето отказался от полезности как единственной причины обмена и перешел к характеристикеэкономической системы в целом, где и спрос (потребление) и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике.
Если в модели общего экономического равновесия Л. Вальраса критерием достижения равновесия считается максимизация полезности, которая измерению не поддается, то в модели В. Парето этим критерием равновесия становится «измерение соотношения предпочтений конкретного индивида, т.е., как говорят в математике, выявление порядковых (ординальных) величин, характеризующих их очередность». Полезность может быть измерена, - считает Парето, но не посредством количественных измерителей, а путем сопоставления значимости потребительских благ, путем оценки степени их приоритетности для покупателя, т.е. полезности выстраиваются по критерию предпочтения.
Парето пришел к выводу, что миллионы уравнений Вальраса не могут рассчитать все многообразие экономических взаимосвязей и отношений. Многочисленные переменные исключительно подвижны и изменчивы. Но потребностиотдельного экономического человека относительноустойчивыиограничены размерами ресурсов. В качестве инструмента измерения предпочтений потребителя Парето использовалкривые безразличия, которые позволяют проследить порядок ранжирования индивидом своих предпочтений, выявить его «безразличие» в конкретный момент времени между двумя альтернативными благами (то есть такие их комбинации, которые обеспечивают одинаковый уровень общего удовлетворения). Посредством понятия «безразличие» измерить напрямую что-либо невозможно, но затоможно ранжировать предпочтенияпотребителя ивыявить равновесие в потреблении.
Полезность для отдельного лица, фирмы неравнозначна полезности с позиции общества. В книге «Учение политической экономии» Парето сформулировал понятие общественной максимальной полезности, которое в экономической литературе принято называть «оптимум Парето». Это состояние, при котором невозможно улучшить положение кого-либо из участников обмена без того, чтобы не ухудшить положение хотя бы одного из остальных. Практическая значимость эффективности по Парето состоит в том, что с ее помощью обосновываются критерии и ограничения, способствующие дальнейшей разработке проблемы эффективности, теории потребительского выбора и оптимизации на различных уровнях.
Когда экономика достигает оптимума по Парето, то дальнейшее улучшениекаких-либо важных показателей возможно только посредством глубокогоструктурного сдвига. Каковы тенденции таких структурных сдвигов в экономике? На этот вопрос отвечаетзакон Парето об изменении распределения дохода. «Как правило, мы можем утверждать, что увеличение богатства по отношению к численности населения с необходимостью вызывает возрастание минимального дохода, или уменьшение неравенства доходов, или же то и другое одновременно». Это делает ненужным марксову социалистическую доктрину. Таким образом, мы видим, что проблемаулучшенияусловий жизни беднейших слоев населения является, прежде всего,проблемой создания богатства.
Следует отметить, что тенденция к спонтанному уменьшению различий между доходами богатых и бедных не является философским рассуждением, а имеет статистическое обоснование. Рано или поздно в рыночной экономике достигается такой значительный по величине критический уровень ВВП, начиная с которого индекс Джини, пропорциональный неравенству в распределении доходов, не увеличивается, а уменьшается с дальнейшим ростом ВВП на душу населения. Сегодня он выше в развивающихся, а не в развитых странах. Результатом действия этого закона является спонтанное возникновениесреднего класса, составляющего основу развитой рыночной экономики.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель