logo
Bartenev_history / 0020

31. В чем заключается принцип экономического равновесия, обоснованный а. Маршаллом?

Принцип экономического равновесия является одним из опреде­ляющих положений неоклассической школы. Равновесие в экономи­ке – это соответствие между спросом и предложением, между ресур­сами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанав­ливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо уве­личения объема производства (и предложения).

Обосновывая принцип равновесности, А. Маршалл ввел в эко­номическую науку категорию «равновесной цены», которая пред­ставляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной по­лезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора – слагаемые цены; полезность и издержки одинаково зна­чимы.

В подходе А. Маршалла учитываются как объективная (издержки производства), так и субъективная (полезность благ) сторона.

В коротком периоде равновесная цена образуется в точке пересе­чения кривой предложения и кривой спроса (рис. 5). По словам Мар­шалла, «принцип издержек производства и принцип "конечной полез­ности", без сомнения, являются составной частью одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц».

Цена

Объем производства

Рис. 5. Равновесная цена

Маршалл также пишет: «Мы могли бы с равным основанием спо­рить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

«Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновес­ным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой.

Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возвращению в прежнее поло­жение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки».

Равновесная цена не есть раз и навсегда данная и неизменная цена. Она меняется, поскольку меняются ее составляющие: спрос – под влиянием убывающей или возрастающей предельной полезности то­рта; предложение – в результате возрастания или убывания предель­ных издержек. Изменения происходят под воздействием многих фак­торов: доходов, времени, перемен в экономической ситуации.

Равновесие по Маршаллу – это равновесие только рынка товаров. Оно достигается при наличии определенных условий, прежде всего – свободной конкуренции.