1. Методологические принципы маржинализма
В 70-90-е гг. XIX в. возникло новое крупное направление в экономической мысли – маржинализм. Маржинализм это обособившееся от классической школы направление, ее самостоятельная ветвь. Его сторонники в своих исследованиях стали широко применять предельный анализ (marginalanalyses) или анализпредельных величиндля характеристики изменений, происходящих в экономических процессах и явлениях. Эта отличительная особенность позволила датьназваниеновому направлению экономической мысли, но его содержание не сводится исключительно к предельному анализу. Маржинализм сталметодологической основой современной экономической науки. Изменения в методологии нового направления были столь существенны, что стало правомерным называть весь период формирования новой маржинальной теории «маржинальной революцией». Маржинальная революция означалапереходот концепции классической школы кнеоклассической теории.
Особенности предмета и метода маржинализма. Раскрывая суть маржинальной революции, следует отметить, что маржинализм является последователем классической школы. Но он имеет принципиальныеособенности,отличияот классической школы, поэтому представляет собой самостоятельное научное направление.
Родоначальниками маржинализма были: Карл Менгер в Австрии, Уильям Стенли Джевонс в Англии и Леон Вальрас в Швейцарии и Франции. Их и экономистов австрийской школы еще называют маржиналистами «первой волны» 70-80-х гг. XIX века.
Центральной проблемой в исследованиях маржиналистов, как и у английских классиков была проблема ценности (стоимости) Однако классики считали источником стоимости производство. Эта сфера была для них основным предметом исследования. Маржиналисты впервые в истории экономической мысли обратились к потреблению и поведению потребителей на рынке. Движущими мотивами в экономике с их точки зрения являются психологические мотивы. Психология субъекта всегда первична по отношению к экономике. Поэтому первый этап маржинализма, его «первую волну», принято называть субъективно-психологическим этапом маржинализма.
Маржиналисты на первом этапесохранили понятие стоимости (главная категория у классиков), но заменили саму концепцию стоимости. Так,австрийская школаизвестна, прежде всего,теорией предельной полезности благ, согласно которойстоимость(ценность блага) определяется не затратами на производство, как в классической политэкономии, апредельной полезностьюблага, то есть полезностью последней единицы запаса данного блага, оцениваемой с точки зрения отдельного субъекта. Предельная полезность и, следовательно, ценность блага возрастает при уменьшении количества этого блага. И, напротив, при увеличении количества блага предельная полезность снижается и снижается его ценность и цена. Поскольку стоимость, или ценность определяется субъективными оценкамипотребителей, то поменялся предмет изучения. Первичной сферой экономики с точки зрения маржинализма сталасфера потребления, а не сфера производства как у классиков.
Идея о том, что в основе стоимости лежит полезность вещи, не была новой. Она периодически, начиная с XVII в. возникала в экономической мысли весь предшествующий период. Идея о влиянии на стоимость фактора редкости также высказывалась. Новым стало их соединение - понятие предельной полезности. Исследование предельных (маржинальных) величин явилось главной особенностью нового теоретического направления и легло в основу его окончательного названия («маржинализм»).
Предельная величинахарактеризует не сущность явления, аизменение величиныкакого-либо явления в связи с изменением величины другого. Иными словами, можно сказать, что маржинализм исследует экономические процессы.
Экономические изменения (процессы) маржиналисты стали моделировать математически и представлять в виде дифференциальных уравнений (и соответствующих графиков). Дифференциальное уравнение связывает независимую переменную величину, ее функцию (зависимую переменную) и производную функции (скорость ее изменения).
Такое моделирование применялось для поиска оптимальных величинэкономических явлений. Оптимум – это экстремальное (максимальное или минимальное) значение функции, когда ее производная равна нулю. Как только маржиналистский метод, - отмечал американский историк экономической мысли Б. Селигмен, - был сформулирован на языке математики, стало ясно, что содержание хозяйственной деятельности рациональных субъектов можно характеризовать какпроблему максимизации(полезности, цены, прибыли, размеров производства, доходов), так иминимизации (издержек).
Второй этап маржинализма неоклассическое направление - приходится на 90-е гг. XIX в. Маржиналисты на этом этапе отказываются от субъективизма и психологизма и объединяют сферу производства и сферу потребления в объект единого системного анализа, не противопоставляя их друг другу. На втором этапе становятся широко известными Альфред Маршалл, Джон Бейтс Кларк и Вильфредо Парето. Эти представители нового этапа маржинальной революции стали расцениваться в качестве преемников классической политэкономии, а их теории получили название «неоклассических». Но проблема ценности (стоимости) уступила место проблеме цены, которая становится главной в неоклассической теории.
Неоклассики объединили две теории стоимости - маржинальную (субъективистскую) и классическую (но на новой методологической основе, определяемую предельными производственными затратами и предложением). Они дали определение цены, как зависящей в равной степени от спроса и от предложения.
Системообразующим принципомна втором этапе сталне принциписходнойкатегории, согласно которому все экономические явления последовательно соединены причинно-следственными связями в виде «родословного дерева» с понятием «стоимость» в основе, а принциправновесия. Экономика в соответствии с этим принципом представлена как система, все части которой взаимосвязаны между собой, и где нет ни основного, ни первичного, ни исходного элемента, авсе элементы равнозначныи есть толькофункциональные связимежду явлениями.
Причинно-следственный анализ уступает место анализу функциональному. Применяя функциональный анализ, маржиналисты рассматривают взаимосвязи между отдельными явлениями, то есть рассматривают изменение одной переменой в зависимости от изменения другой при нейтральности прочих факторов. Это способствовало широкому применению математических методов в экономическом анализе.
Маржиналисты заявили о недопустимости сведения экономической науки к экономической истории, как это делала историческая школа в Германии. Они требовали изучения общих экономических закономерностей, независимых от национальной специфики, и отстаивали абстрактно-логический способ исследования. И в этом смысле они были наследниками классической школы в политэкономии.
Для того чтобы политэкономия превратилась в подлинную науку, ее важно освободить и от влияния идеологии, от исследования социальных форм экономики. Подчеркивая независимость своих исследований, маржиналисты отказались даже от самого термина «политэкономия» в пользу нейтрального «экономикс». Впервые этот термин применил У.С. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл.
Маржиналисты считали, что если политэкономия в отличие от прикладных экономических наук и экономической социологии предназначена для изучения универсальных экономических законов и независима от идеологии, то предметом ее исследования должна быть некая общая экономическая проблема, которая не меняется с развитием общества. В результате поисков предметом экономической теории была провозглашена внеисторическая проблема рационального распределения ограниченных ресурсов, имеющих альтернативные варианты применения.
Особенностью маржиналистских теорий в отличие от классической школы (которая рассматривала динамические модели, то есть изменение ресурсов как способ увеличения богатства) явилось то, что все они предлагают существование статического равновесия, при котором спрос равен предложению, ресурсы используются полностью, а национальный доход максимален. У.С. Джевонс так сформулировал свое понимание цели исследований: «Дано: определенное число людей с различными потребностями и производственными возможностями, владеющих землей и другими источниками сырья; требуется определить: способы использования их труда, который максимизирует полезность продукта». Это статический подход к исследованию предмета, так как проблема распределения ограниченных ресурсов предполагает изначально заданными и неизменными не только общественные отношения, но и уровень производства. Позже американский экономист Дж.Б. Кларк выделит экономическую динамику в качестве специального раздела экономической теории. Но и тогда динамика трактовалась как временное нарушение равновесия. Динамика понималась им как механическое приложение статики, которая изучает кратковременные состояния перехода из одного равновесного состояния в другое.
Таким образом, в 90-е годы XIX века маржиналисты создали целостную теоретическую систему экономической теории. Маржинализм и в настоящее время не сошел со сцены, так как абстрактный анализ рыночного механизма в чистом виде позволил маржиналистам зафиксировать ряд закономерностей ценообразования, конкуренции, поведения потребителей, которые важны и сегодня.
Предметом исследованиямаржиналистов стала экономика, рассматриваемая как равновесная система с ограниченным количеством трудовых и материальных ресурсов.Деньгитрактовались как нейтральный, связующий их элемент.Главной задачейисследования стал поиск оптимального варианта использования ресурсов с целью максимизации прибыли фирмы (микроэкономика) или общественного благосостояния (макроэкономика). Анализ экономических процессов предполагался толькоколичественный, поэтому качественные (социальные) стороны экономики были вынесены за рамки исследования.
В теории маржинализма экономические законы являются следствием взаимодействия индивидуальных решений свободных в своем выборе субъектов, которые совершенно однородны, равноправны и действуют, как и у классиков, исключительно в своих интересах. Поэтому маржиналисты выдвинули положение о том, что экономическая теория должна изучать хозяйственную жизнь с точки зрения рационального хозяйствующего субъекта, то есть объектом исследований стала микроэкономика, а не экономика в целом. Дальнейшее развитие маржиналистского направления в экономической науке заключалось в создании теорий, выходящих за рамки указанных ограничений.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель