37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена
К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.
Институционализм (с лат. institut - "обычай, наставление") - направление экономической мысли, которое сформировалось в 20 - 30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.
Институты - это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют общественные институты - семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.; понятия общественной психологии - собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д. Институционализм характеризуется следующими положениями основа анализа - метод описания экономических явлении; объект анализа - эволюция социальной психологии; движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые, элементы в историческом развитии; трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии; неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму; стремление к интеграции экономической науки с общественными науками; необходимость детального количественного исследования явлении; защита проведения антимонопольной политики государства. В развитии институционализма выделяют три этапа. Первый этап - 20 - 30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл Второй этап - середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз. Третий этап - 60 - 70-е годы XX века; этот этап называют неоинституцп-онализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимое и> от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этлп.1 являются Н. Ноув, Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р. Коуз.
В книге «Теория праздного класса» (1899) основатель ин-ституционализма Торстейн Веблен (1857—1929) предлагает использовать при анализе экономических явлений категориальный аппарат биологической динамики и считает эволюцию общества процессом естественного отбора институтов.
Праздным классом, по Веблену, являются собственники, которые вместо рационального производства переключаются на показательное потребление — т. н. «эффект Веблена». Действие эффекта Веблена является примером нарушения действия обратной взаимозависимости между ценой на товар и величиной спроса на него.
- 1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.
- 2.Многообразие функций истории экономических учений. Эволюционный и кумулятивный подходы к изучению истории экономических учений.
- 3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.
- 4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.
- 5.Специфика экономических идей феодализма.
- 6.Меркантилизм: методология, стадии развития.
- 7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1
- 9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ
- 10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ
- 11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти
- 13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.
- 14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
- 16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо
- 18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.
- 19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя
- 20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.
- 21Методологические принципы. Этапы формирования.
- 22.Структура и основные проблемы «Капитала»
- 23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.
- 25.Маржинализм: методология и этапы развития
- 26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.
- 27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)
- 28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса
- 29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики
- 30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»
- 31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.
- 32.Теория благосостояния а.Пигу
- 33. Методология кейнсианства.
- 34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.
- 36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.
- 37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена
- 38.Програма социального контроля Веблена
- 39.Экономические идеи Туган-Барановского
- 40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.
- 41.Обоснование Нэпа Лениным
- 42.Монетаризм.
- 43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона
- 44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда
- 45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.
- 46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева
- 47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.
- 48.Экономические реформы в России 90х годов. Проблемы разгосударсвления и приватизации:необходимость, этапы и содержание.
- 50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.
- 52.Структура работы а.Маршалла «Принципы экономикса»
- 53.Прибавочная стоимость.
- 54.Теория доходов Маркса
- 55.Коммонс Митчел
- 56.Немецкая школа.