logo
Shpory_po_istorii_ekonomicheskih_ucheny

37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена

К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.

Институционализм (с лат. institut - "обычай, наставление") - направление экономической мысли, которое сформировалось в 20 - 30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

Институты - это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют общественные институты - семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.; понятия общественной психологии - собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д. Институционализм характеризуется следующими положениями основа анализа - метод описания экономических явлении; объект анализа - эволюция социальной психологии; движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые, элементы в историческом развитии; трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии; неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму; стремление к интеграции экономической науки с общественными науками; необходимость детального количественного исследования явлении; защита проведения антимонопольной политики государства. В развитии институционализма выделяют три этапа. Первый этап - 20 - 30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл Второй этап - середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз. Третий этап - 60 - 70-е годы XX века; этот этап называют неоинституцп-онализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимое и> от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этлп.1 являются Н. Ноув, Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р. Коуз.

В книге «Теория праздного класса» (1899) основатель ин-ституционализма Торстейн Веблен (1857—1929) предлагает использовать при анализе экономических явлений категориальный аппарат биологической динамики и считает эволюцию общества процессом естественного отбора институтов.

Праздным классом, по Веблену, являются собственники, которые вместо рационального производства переключаются на показательное потребление — т. н. «эффект Веблена». Действие эффекта Веблена является примером нарушения действия обратной взаимозависимости между ценой на товар и величиной спроса на него.