logo
ответы ГОС общие

IV. Методы оптимизации управленческих решений

Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений

являются: математическое моде­лирование, метод экспертных оценок, метод

мозгового штурма (мозговая атака), теория игр.

Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда

управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации,

которая может быть легко формализована. Широкое использование ма­тематических

моделей позволяет дать количественную ха­рактеристику проблемы и найти оптимальный вариант решения.

Рис. 1. Построение математической модели

Основными этапами оптимизации управленческого ре­шения с помощью

математических методов являются:

1. Постановка задачи.

2. Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно,

например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов

решения по­ставленной цели.

3. Анализ и измерение переменных величин (факто­ров), влияющих на величину

критерия эффективности.

4. Построение математической модели.

5. Математическое решение модели.

6. Логическая и экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью

решения.

7. Разработка рекомендаций по практическому ис­пользованию полученных

результатов.

Методы экспертных оценок применяются в тех слу­чаях, когда задача

полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена

математическими методами.

Экспертиза представляет собой исследование слож­ных специальных вопросов на

стадии выработки управ­ленческого решения лицами, обладающими специальны­ми

знаниями и опытом, с целью получения выводов, мне­ний, рекомендаций и оценок.

Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход

исследования и его итоги. Во введении указывается, кто, где, когда и в связи с чем организует и проводит экс­пертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указыва­ются методы, примененные для его исследования, и полу­ченные в результате исследования данные. В заключи­тельной части содержатся выводы, рекомендации и прак­тические меры,

предлагаемые экспертами. Наиболее эффективно применение метода экспертных оценок при анализе сложных процессов, имеющих в ос­новном качественные характеристики, при

прогнозирова­нии тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.

Метод мозгового штурма (мозговая атака) при­меняется в тех

случаях, когда имеется минимум инфор­мации о решаемой проблеме и установлены

сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специали­сты, имеющие отношение

к данной проблеме, им пред­лагается участвовать в форсированном обсуждении ее

решения. При этом строго соблюдаются следующие правила: все высказываются по очереди; говорят, лишь когда могут предложить новую идею; высказывания не критикуются и не осуждаются; все предложения фиксируются.

Одним из методов оптимизации управленческих реше­ний в условиях рыночной

конкуренции является теория игр, суть которой состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с по­мощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конку­ренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Методы оптимизации управленческих решений могут дополнять друг друга и использоваться комплексно при выработке важных управленческих решений.

Выбор методов оптимизации управленческих решений в значительной мере зависит от информационного обес­печения менеджмента.

  1. Особенности организации и управления в нефтегазовых отраслях.

Большинство крупнейших нефтегазовых компаний России являются вертикально-интегрированными компаниями. В секторе произошел отрыв от узкой отраслевой специализации по производственному признаку, нашедший свое воплощение в формировании вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), объединенных на базе цепочек производственно-технологических связей.

Современные российские ВИНК выступают "флагманом" развития новых экономических механизмов. С учетом стоимости производимой и экспортируемой продукции, величины разведанных запасов нефти различных категорий, доли в совокупных инвестициях (включая иностранные) они являются доминирующими хозяйствующими субъектами. Этот фактор приобретает решающее значение на фоне кризиса других отраслей промышленности, в частности, обрабатывающих производств.

Масштабы деятельности отечественных ВИНК таковы, что выбор ими путей дальнейшего развития может оказать существенное влияние на экономику России в долгосрочной перспективе. Их интересы находят отражение при формировании той или иной политики на государственном уровне. Происходит также интенсивная диффузия высшего руководства ВИНК в правительственные структуры и наоборот. Более того, все расширяющиеся интересы отечественных ВИНК за рубежом, вероятно, скажутся и на геополитической ситуации в целом.

Разработка эффективной экономической, финансовой и кадровой политики, адекватных организационно-управленческих структур может принести громадную выгоду любой ВИНК, создав ей бесценные конкурентные преимущества. И напротив, "цена" ошибки при принятии ключевого решения может оказаться очень высокой, причем платить ее придется долгие годы. Это хорошо видно на примере крупнейших зарубежных вертикально интегрированных транснациональных корпораций. Так, запоздалая реакция руководства компании "The British Petroleum Company" на изменение внешних условий привела в свое время к громадным финансовым потерям и экономическим трудностям. Чтобы исправить положение, потребовались смена высшего руководства компании, ликвидация ряда направлений ее деловой активности, трансформация "философии" управления.

Все это говорит об исключительной важности разработки и реализации стратегии долгосрочного развития российских ВИНК. Причем здесь можно выделить две стороны проблемы. Первая касается общих принципов корпоративного стратегического планирования и управления, вторая- специфики собственно российских ВИНК, реально действующих в условиях переходной экономики России.

По своей природе ВИНК входят в группу промышленных корпораций, деятельность которых включает полный технологический цикл поиска, геологоразведки, добычи и переработки природного сырья, создания товарного продукта и доведения его до потребителя. Базовой "философией" стратегического управления подобными корпорациями является системный анализ.

Во-первых, развитие крупной корпорации обычно рассматривается как эволюция сложной системы, включающей вполне конкретные элементы, взаимосвязи и структуру. Во-вторых, предполагается наличие определенных целей развития этой системы. В-третьих, подразумевается, что есть множество вариантов (путей) достижения намеченных целей. В-четвертых, принимается, что развитие любой корпорации происходит во взаимодействии с внешней средой (имеется в виду не только окружающая природная среда, но и политические, и социально-экономические факторы). Для ВИНК это могут быть, например, природные комплексы в местах ее деятельности, экономика страны, мировые рынки нефти и нефтепродуктов. Нас будут интересовать лишь вопросы, связанные с определением целей стратегического развития российских ВИНК.

Стратегическая цель ВИНК универсальна для каждой крупной организации. Это получение оптимальной с точки зрения устойчивого долгосрочного развития компании прибыли.

Стратегические задачи ВИНК могут быть, например, следующими:

- использование наличных ресурсов или их перераспределение для решения тех или иных стратегических задач;

- привлечение внешних (дополнительных) средств, ресурсов в тех же целях;

- расширение или улучшение качества минерально-сырьевой базы нефтяной компании;

- реконструкция отдельных звеньев вертикального цикла движения сырья (например, реконструкция нефтепереработки с целью обеспечения оптимального сочетания структуры выпускаемых нефтепродуктов, отвечающих рыночному спросу на отдельные их виды, и свойств исходного нефтяного сырья);

- изменение или расширение географии рынков сбыта сырой нефти и нефтепродуктов; - защита окружающей среды.

Разумеется, роль государства в процессе становления и развития нефтяных компаний гораздо более значительна и разнообразна, а в чем-то и противоречива. На самом деле оно остается крупнейшим собственником ВИНК, владея солидной долей акций каждой из них, и одновременно устанавливает "правила игры", тот налоговый, таможенный и правовой режим, при котором функционируют компании. Образно говоря, государство выступает и игроком, и судьей, следящим за соблюдением правил во время игры. Наряду с государством акциями ВИНК владеют и другие юридические и физические лица. Наиболее весомые из них имеют свои собственные цели и задачи, а также реальные шансы реализовать их, активно вмешиваясь в текущую хозяйственную деятельность компании и влияя на принятие стратегических решений".

  1. Планирование на предприятии: задачи, содержание, функции, цели и задачи.

Планирование - это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.

Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

Задачи планирования:

- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Принципы планирования

- принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия;

- принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

- принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

- принцип точности планов. План составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.- принцип комплексности;- принцип эффективности;- принцип оптимальности;- принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.- принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.- принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

- принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана. Методы планирования:

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

  1. Стратегическое планирование: назначение, функции, цели и задачи.

Страт план – осн план предпр.В нем опр-ся гл задача – т.е. цель предпр и способы достижения этой цели на 3-5 и более лет.Это детальный комплексный план. Конечная цель-создание потенциала предпр для достижения успеха в будущем.

Эк потенциал предпр-это совокупность ресурсов (матер,фин-ых, трудовых) и способ-ть людей исп-ть эти ресурсы эффективно

Страт план д. обеспечить: (задачи страт плана)

- достижение успеха в будущем

- рац распределение и исп-ие ресурсов на LR период

- своевр и эфф внедрение нововведений и изменений в произ-ве, упр-ия и орг-ии произ-ва

- эфф действие данной хоз-ой ед-цы на рынке

- быстрая адаптация к изм-ию внеш среды и внеш усл-ий рынка

- всесторонняя координация и стабилизация работы предпр

Страт план создает основу для оптимизации деят-ти предпр и для снижения рисков принятия необоснованных реш-ий. Т.о. страт план д. просматривать все напр-ия деят-ти, т.е. все вопросы связ с произв-ом и реализацией Т и У, инновац деят-ью, с конкр проблемами деят-ти предпр.

Для вып-ия всех этих задач план д. отвечать след требованиям:

  1. план д.б. целостным и комплексным

  2. он д.б. достаточно устойчивым во времени. Он д. не изм-ся в теч длит-ого разумного периода времени

  3. он д.б. дост-но гибким, чтобы можно было вносить изменения, связ с изм-ем ситуации

  4. план д.б. научно обоснованным

  5. он д. подкрепляться планом реадизации

  1. Содержание стратегического плана.

Состав стр пл форм-ся по напр-ям деят-ти. Т.е. при создании д.б. опр-ны напр-я деят-ти пр-тия: для чего создано. На осн-ии этого опр-ся миссия п/п и его цели. Для обесп-я достижения целей пров-ся ан-з внешней среды, внут среды, НТП

В страт план также входят:

Маркетинговый план;

План по труду;

План по с/ст;

Фин-ый план;

План по охране природы.

Маркетинговый план:

Конечная цель—дать направление дальнейшей д-ти.

Произв-ый план

Финансовый план

В целом этот блок хар-ет имеющиеся и возможные слабости и пути их преодоления.

План по труду:

Техническое состояние:

На осн этого пл созд-ся предпосылки д/разр-ки страт плана.

Анализ НТП:

На осн ан-за м разр-ть вар-ты разв-я.

Выбирается вар-т роста: огранич-ый рост, рост (внут и внеш), сокращ-е (отсеч-е лишнего, ликв-ция, сокращ-е и переориентация), сочетание.

Оценка рисков.

  1. Методы и этапы разработки стратегических планов.

Разр-ка стратегии вкл-ет:

Этапы:

  1. ан-з внеш среды;

  2. ан-з внут среды;

  3. ан-з НТП;

  4. упр-ние реал-цией стратегии.

Методы план-ния:

Методы план-я—сп-бы и приемы расчета планов и ТЭП. Цель—выйти на наиб эф-ные вар‑ты р-ты орг-ции.

  1. Балансовый метод: сравн-ся

  1. Нормативный метод—основан на разр-ке и исп-нии норм-вов, хар-щих уд-ные затраты потребляемых рес-ов на произ-во пр-ции.

  2. Факторный метод—изуч-е ф-ров, влияющих на тот или иной пок-ль.

  3. Метод экстраполяции—осн-н на выявл-ии тенденции изм-ния пок-ля во времени.

  4. Метод изуч-я стат зависимостей.

  5. Экспертный метод.

  6. Индексный метод—осн-н на изуч-ии ф-ров, вл-щих на итоговый пок-ль ч/з индексы изменения.

  1. Оперативно-календарное планирование: назначение и содержание.

Для обеспечения непрерывности фин-я затрат необходимо план-е поступления и оттока д. ср-в в SR пе­риоде. Документ, отражающий оперативный д. оборот п/п, наз-ся платежный баланс (календарь). Оперативное план-е необх-о, чтобы сбалансиро­вать приток и отток д. ср-в, выявить их недостаток (кассовые раз­рывы) и опр-ть потреб-ть во внешнем фин-ии, т.к. даже высокоприбыльное предпр-е с избыточным д. потоком в опред-ые пер-ды м испытывать недостаток д. ср-в. Приток д. ср-в зависит от объема выработанной продук­ции в этом периоде и сроков инкассации ДЗ, а так­же поступлений от др видов деят-ти. Оттоки диктуются величиной издержек пр-ва, кот также зависят от их кол-ва и сроков оплаты.+ м.б. оттоки, связанные с инвест и фин деят-тями: кап вложения, покупка фин активов, возврат кредитов, оплата % по кредитам, выплата дивидендов. Для оперативного управ-я д. потоками необходим про­гноз притоков и оттоков д. ср-в в календарном разрезе, по корот­ким периодам времени (месяц, декада или ежедневно). Платежный календарь обеспечивает оперативное фи­н-е, вып-е расчетных и платежных обязательств, фиксирует изм-я в платежесп-сти п/п, позволяет отслеживать со­стояние СС и своевременно привлекать SR кредиты. Помимо платежного бюджета АО составляет кас­совый план. Кассовый план - это план оборота нал д. ср-в, кот осущ-ся ч\з кассу предпр-я, на основе кот сост-ся кассовая заявка, передаваемая ком. банкам для план-я выплат. В нем показывается: - сколько денег поступит в кассу банка в данный период; -сколько будет выплачено клиенту в этот же период; - переходящий остаток д. ср-в. Оперативно-календарный план - разработка заданий и методов их выполнения по отдельным подразделениям на короткие отрезки времени (декаду, сутки, смену) с целью обеспечения выполнения текущего плана и синхронности, ритмичности работы п/п. Оно служит базой для оперативного регулирования и повседневного управления (контролинга) производства. При оперативно - производственном планировании детализируют в основном количественные показатели:- объём переработки сырья; - выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении; - объём работ и услуг вспомогательных цехов; - затраты на производство.

Осн-я ф-ма оп-кал плана в НГК—план-график. Также м.б. вып-н в виде наряда, маршрутного листа и т.п.

  1. Бизнес-план: назначение и содержание.

Бизнес-план—док, кот-ый опис-ет все осн аспекты буд-го комм-го проекта, анал-ет все проблемы, с кот-ми м столк-ся п/п, и сп-бы реш-я этих проблем. На п/п необх-м для обосн-я и реал-ции пр-тов, связ-х с расшир-ем пр-ва, орг‑цией нового пр-ва, технич-ким перевоор-ем действующего.

Он дает возм-сть понять, необх-мо ли осущ-е пр-та в данный момент, представить, что даст п/п реал-ция этого проекта, пути и сп-бы его реал-ции, а также возм-сти и ист-ки фин-ния.

Бизнес-план позв-ет оц-ть и обосн-ть реал-цию пр-та с разл-ных т зр-я: рын-ой конъюн-ры, фин, произв-ной и др.

Назначение б-пл связано с тем, что он:

Т.о., б-пл необх-м как п/п, так и его инв-рам.

Содержание бизнес-плана. Зависит от размера, назнач-я и усл-й реал-ции буд-го пр-та:

1. Резюме (краткое излож-е идеи и цели пр-та). Необх-о пок-ть: б ли это новый продукт или расшир-е пр-ва уже выпускаемого или проект направлен на ↑ технич-го ур-ня выраб-мых прод‑тов или на ↓ затрат произв-ных рес-ов. Если это новый прод, то треб-ся пок-ть, чем он б отл-ся от прод-тов конк-тов, почему потенц-ные потр-ли захотят его покупать, прогноз-е объемы продаж. А также, какое кол-во денег и произв-ных рес-ов потр-ся,С какой эф-тью б исп-ся инв-ции, и в какие сроки произойдет их возврат, какая П б получена в рез-те реал-ции пр-та и почему п/п добьется успеха. Д.б. краткой и вызвать интерес у потенц-ых инв-ров.

2. Существо предлагаемого пр-та. Подчеркивает отл-ные особ-ти проекта: новая прод-ция, новая или уник-я технол-я, ее экол-я чистота, низкая э/емкость или Ме/емкость и др-е. Указ-ся наличие патентов или авторских прав.

3. Ан-з (оц-ка) рынка, пок-ются непоср-ные конкур-ты, их сильные и слабые стороны и почему данная прод-я м конкур-ть с т.зр-я кач-ва, Ц, марки фирмы и др.

4. План маркетинга. В этом разделе в динамике пок-ся спрос на данную пр-цию, цены, ценовая пол-ка, торг-я пол-ка, каналы сбыта, реклама, сп-бы продв-я товара на рынке, прогноз новой пр-ции.

5. Производ-ный план. Опис-е технол-ии, обор-я, потр-тей в сырье, энергии, труд-х рес-ах, а также их кол-ная оц-ка.

6. Орг план. Назн-е—разр-ка проблем орг-ции и упр-я произв-вом и ознак-ние с ним будущих инв-ров. Указ-ся: форма собс-ти, орг стр-ра произ-ва; орг стр-ра упр-я, кол-во и треб-я к обслуживающему персоналу; ф-ма упр-я, методы упр-я; орга-ция контроля за реал-цией.

7. Фин план—один из важн-х, вкл-т в себя план д-дов и расх-в, план ден-х пост-ний и выплат, сост-ся на основе анализа сост-е потока наличности (реал-х денег); фин уст-ть и пл/сп-ть пр-тия.

Проект сч-ся эф-ным, если по всем гг его реал‑ции имеется полож-е сальдо наличных денег. Важный разделом фин плана—прогноз А и Пас пр-тия на конец каждого план-го года.

8. Ст-нь рисков. Реал-ция любого пр-та связана с опр-ыми рисками.

Для предпр-ля и инв-ров оч важно знать возм‑ые риски, иметь их кол-ную оц-ку и заранее разр-ную страт-ю их преод-ния. Гл-ые мом-ы, связ-ые с рисками пр-та, д.б. описаны в доступной ф-ме и объективно.

9. Приложение. В приложении даются док-ты, не явл-ся частью осн-го текста, но необх-мые для подтв-ния его пол-ний и расчетов. Чаще всего в нем даются юр док-ты: копии контрактов, лицензий, патентных док-тов и док-тов, из кот-х взяты исходные данные.

Бизнес-план по проектам доп-ся ТЭО, в кот-х дается расчет эк-кой эф-ти проекта.

  1. Методика анализа производства продукции на нефтегазовых предприятиях.

Значение ан-за про-ва пр-ции:

Задачи ан-а:

  1. Ан динамики пр-ва и реал-ции пр-ции;

  2. Ан пр-ции по ф-рам;

  3. Оц влияния изм-ний в пр-ве пр-ции на конеч рез-т р-ты пр-тия;

  4. Opt-ция асс-та продукции.

Ан-з динамики пр-ва и реал-ции:

Алгоритм:

  1. сопоставить ВП, ТП, РП в нат и/или стом-м выр-ии в БП и ОП;

  2. рассчит темпы (при)роста и сопост-ть их м/собой;

  3. выяснить причины опережающих темпов роста.

В многопродуктовом пр-ве ан-з динамики пр-ва д.б. дополнен изуч-ем стр-ры пр-ции. Нужно провести сопост-е факт объема пр-ва с базисным расчетом уд веса отд-х видов пр-ции.

Ан-з пр-ции по ф-рам:

Цели:

Неоднор пр: ∆В(Q)=∑∆QЦ0, ∆В(Ц)=∑ Q1∆Ц

Однор пр:

∆В(Q)=∑∆Qd0Цсред0,

∆В(d)=∑Q1∆dЦсред0,

∆В(асс)=∑Q1d1(Цср10-Цср),

∆В(Ц)=∑Q1d1(Цср1-Цср10)

В НГДП:

Вл-е на др пок-ли р-ты:

Вл-е на с/с:

Относ экономия з/п, АО и проч расх при ↑Q.

Влияние на П:

  1. Методика анализа труда и заработной платы на нефтегазовых предприятиях.

Причины ан-за:

Ан-з динамики осн п-лей по труду:

Сопост в БП и ОП вел-ну:

Золотое правило—темпы ↑ПТ д опережать темпы роста з/п. за сч этого будет достигаться относительная экономия з/п

где З0/B0-затремкость пр-ции

Ан-з ПТ по ф-рам:

Позволяет опр-ть, за сч какого ф-ра изм-лась ПТ и ка сильно она изм-сь за сч каждого ф-ра.

ПТ=В/L (замена L, В);

Влияние на с/ст

Влияние на П:

Оц-ка прочих ф-ров, влияющих на ур-нь ПТ:

  1. Обесп-ость пр-тия раб силой (сопост факт числ-ть в целом и по кат-ям с аналог данными штат распис-я, жел-но в динамике. Делается, чтобы выяснить ск-ко раб-ов и каких кат-й не хватает);

  2. Необх провести такое сопост-е по отд-м подразд-ям пр-тия;

  3. Ан-з постоянства кадров:

Причины увольнения:

  • Ан-з возраст стр-ры раб-ов:

    • Группы по стажу р-ты, в т.ч. на данном пр-тии;

    • Сопост-е абс вел-ы числ-ти раб-ов в БП и ОП;

    • Рассч уд вес кат-ий;

    • Сопост уд веса кат-й и сд выводы о склад тенденциях;

    • Анал рез-ты м получить, рассчитав сред стаж р-ты раб-ов на пр-тии.

    1. Анализ затрат на нефтегазовых предприятиях.

    Алгоритм:

    1. Сопоставить Qпр-ва в БП и ОП в нат или ст-м выр-ии;

    2. Сопост затр на пр-во в БП и ОП;

    3. Сопост темпы роста и прироста этих 2 пок-лей.

    Ан-з затрат на 1 руб пр-ции:

    (замена q, z, ц).

    Оц-ка степени изм-я с/с:

    Оц-ка стоим-го изм-я с/с:

    или

    Ан-з с/с по ф-рам:

    S=(W+M+Э)пер+(З+А+Пр)пост

    Ст затрат

    Qпр-ва

    Норма расх МТС

    Ц МТС

    W

    M

    Э

    З

    А

    Пр

    ∆SQ

    ∆Sn

    ∆SЦ

    Ст затрат

    З/п

    Норма обсл

    З/п

    Стр-ра ОФ

    W

    ∆W

    M

    ∆М

    Э

    ∆Э

    З

    ∆З

    А

    ∆А

    Пр

    ∆Пр

    ∆SL

    ∆SN

    ∆SFстр

    ∆SПр

    ∆S

    1. Рынок новшеств и рынок инвестиций в инвестиционной сфере.

    1. Инновационный цикл и характеристика отдельных этапов.

    1. Методы оценки коммерческих рисков инвестиций в инновационную деятельность.

    1. Сущность, основные задачи бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета.

    БУ служит для наблюдения и контроля за хоз. деят-тью п/п, учреждений, орг-ций и их объединений. Его необходимо вести постоянно.

    БУ – упорядоченная с-ма сбора, регистрации и обобщенная инф-ция в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хоз. операций.

    Сплошной учет подразумевает полную регистрацию всего имущества, обязательств и хоз. операций. Хоз. операция – это факт хоз. деяте-ти. Непрерывность учета – непрерывность его ведения с самого начала деят-ти орг-ции до момента ликвидации орг-ции. Документальность учета заключается в том, что любой факт хоз. деят-ти д. б. подтвержден документом в хронической последовательности.

    Задачи БУ:

    1) формирование полной и достоверной инф-ции о деят-ти орг-ции и её имущественном положении необходимой внутренним пользователям ( руково-дители орг-ции, акционеры, учредители п/п) бух. отчетности и внешним пользователям (инвесторы, кредиторы, гос. органы, фонды)

    2) обеспечение инф-ции для осущ-я контроля за соблюдением закон-ва РФ

    3) предотвращение отрицательных рез-тов хоз. деят-ти орг-ции и выявления внутр. резервов

    Метод БУ – это определяемая совокупность правил и способов (приемов) БУ, кот. позволяет осуществить контрольные ф-ции, ф-ции анализа и упр-е хоз. деят-ти. Метод состоит из 4 основных элементов:

    1. документирование (процесс документального подтвержде-ния фактов хоз. деят-ти)

    2. инвентаризация (способ проверки достоверности данных БУ о наличии и составе имущества, а также денежных обязательствах орг-ций)

    3. оценка (получение единых обобщающих пок-лей для отражения имущества и обязательств в БУ и отчетности)

    4. калькуляция (способ определения с/с продукции на основе учетных данных о затратах)

    Метод оценки: озн-ет не только,то что имущ-во предпр д б оценено в ден выр-нии,но прежде всего то,что кажд объект учета оцен-ся по опред правилам.Оценка-это способ с помош кот хоз ср-ва получ денеж выраж.оценка кажд объекта учета базир-ся на факт ст-ти,чем достиг-ся ее реал=ть.Первонач ст-ть зависит от того каким путем этот объект поступ на предпр: оценка имущ приобрет за деньги осущ-ся путем суммиров всех факт расх на его приобрет и доведен до сост-ия пригодн к исп-нию; оценка имущ получ безвозмезднот т е даром по рыночн ст-ти на дату оприходов;оценка имущ произвед в самой орг-ции оцен-ся по ст-ти изготовл или ее с/с.

    Метод калькуляции.калькул-ние-исчисл с/с.это способ группир затрат и опред с/с изготовл пр-ции,выполн работ,оказан услуг.В проц калькулир соизмер затраты на произ-во с кол-вом выпущ продукции и опред-ся с/с ед прод-ции.это нужно для прв ценнобразов и расчета фин рез-тов.Расс-ся с/с выпущ прод по видам и по центрам ответст-ти. Метод двойной записи.Кажд хоз опер отражается в одинак сумме по Д и К разн счетов.

    Метод инвентаризации.способ пров-ки соотв-вия факт наличия имущ с данными БУ.инвент подлеж осн ср-в,тов-матер ценности,ден ср-ва,расчеты,незаверш произ-во.Инвент провод-ся в устан сроки,при смене матер ответст лиц,по требов аудиторов,следст органов.

    Метод докум-ния. Записи о соверш хоз опер-иях произ-ся в регистрах БУ строго на документ основе.ПД-УР-БО.первичн док-ты(ПД) фиксир факт совер хоз опер-ии и должны оформ-ся своеврем в момент соверш опер или сразу после ее оконч.

    1. Финансовая отчетность организации.

    Бухг. отчетность - это единая с-ма данных об им-венном и финан. состоянии орг-ции и о рез-ах ее хоз-й деят-ти, составляемая на основе данных БУ по установленным формам. Пок-ли бух. отчетности позволяют оценить хоз-й и фин-й потенциал, резуль-тативность и эф-ть компании в целом и по каждому виду ее деят-ти, а также проводить различные аналит-е исследования. Данные отчетности необходимы как внеш. пользователям, так и сотрудникам орг-ции, ее руководству для осущ-я оперативного упр-я, а также для принятия решений стратег-го хар-ра.

    Данные БО позволяют выявить фин. положение предприятия, его платежеспособность и доходность.

    1 - БО дает возможность более глубоко заглянуть во внутренние и внешние отношения хоз субъекта и п/п, оценить его способность своевременно и полностью рассчитывать по обязательствам.

    2 – Внеш. польз-ли бух инф-ции по данным БО получают возможность оценить целесообразность приобретения им-ва того или иного п/п, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, правильно построить отношения с имеющимися заказчиками, а также оценить фин. положение потенц-х партнеров.

    3 - По данным БО рук-ль п/п отчитывается перед уч-редителями и прочими стр-рами управ-я и rонт-роля. Тщательный анализ БО позволяет раскрыть причины недостатков в работе п/п, выявить резервы и наме-тить пути улуч-я его деят-ти=>значение БО dелико.

    Центральное место в составе отчет-ти занимает бух. баланс, пок-ли которого дают возможность проанализировать и оценить фин-е состояние орг-ции на дату его составления. По данным баланса устан-ются и оцениваются след. важнейшие показатели: 1. состав, стр-ра и дин-ка данных актива и пассива баланса; 2. наличие собств-го оборотного капитала; 3. величина чистых активов орг-ции; 4. коэф-ты фин. устойчивости; 5. коэф-ты платежеспособности и ликвидности и т.д.

    Отчетность делится на квартальную и годовую.

    В состав квартальной отч входит:1) баланс предприятия (форма №1); 2) отчет о фин. результ. и их исплльзовании (№2); 3) справка к отчету о фин. рез. и их использ; 4) расчеты налогов;

    В состав годовой отч включается: 1) баланс предприятия (№ 1); 2) отчет о фин. результ. и их исплльзовании (№2); 3) справка к отчету о фин. рез. и их использ; 4) приложение к балансу (№5).

    БО сост-ся по типовым формам кот раз-ся и утвержд Минфином РФ. Осн треб-ния при заполнении БО:простота и ясность пок-ей,достов-ть данных,соот-вие данным синт. и анал. учета,сравнимость отч пок-лей с планов.За прав-ть сост-ния БО несут отв-ть рук-ль п/п и главбух,а также рук-ль плановой службы.

    1. Учетная политика организации.

    Учет. пол-ка – осн. документ, регламентирующий ведение БУ и налогового учета. Под учет. политикой орг-ции понимается принятая ею сов-ть способов ведения БУ-первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей груп-ки и итогового обобщения фактов хоз-й деят-ти.

    УП п/п - это выбор самим п/п опред-х и конкрет-ных методик,формы и техники ведения БУ, исходя из установленных правил и особенн-ей деят-ти фирмы.

    При форм-нии УП предполагаются им-венная независимость и непрерывность деят-ти орг-ции, а также последов-ть применения выбранной УП.

    Существенными способами ведения БУ, принятыми при форм-нии УП п/п и подлежащими раскрытию в составе бухгал. отчетности, являются: 1. Способ погашения ст-ти ОС, нем-х и иных активов; 2. Способ оценки произ-х запасов, товаров и незав-го пр-ва и ГП; 3. Способ учета прибыли от реализации пр-ции ; 4. Рук-ль п/п издает приказ по УП, где объявляет, каким образом в течение года будет решаться данный набор учетных проблем этого п/п.

    Менять УП п/п может только в особых случаях: реорганизация предприятия (слияние, разделение, присоединение); смена собственников; изменения в закон-ве или в с-ме нормативного регулирования БУ; разработка новых способов БУ. Изменения в УП также должны оформляться приказом руков-ля п/п.

    В приказе по УП д. б. конкретно отражены все те параметры финансово-хоз-й деят-ти п/п, которые используются непосредственно в его работе.

    Принятая учетная политика применяется последовательно из года в год.

    УП орг-ции формируется главбухом орг-ции и утверждается рук-лем орг-ции, при этом утверждается: 1. рабочий план счетов БУ; 2.формы первичных учетных документов; 3. порядок проведения инв-ции активов и обязат-в организации; 4. методы оценки активов и обязательств; 5. правила документооборота и технология обработки учетной информации; 6. порядок контроля за хозяйственными операциями; 7. другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    Это очень важный документ для бухгалтерии. В нем описываются все особенности ведения учета в конкретной орг-ции. Он составляется на основе Положения по БУ «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина РФ