3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
Чтобы уяснить суть экономического учения А. Смита о богатстве и условиях его роста, необходимо обратиться к его методологии.
Центральное место в методологии А. Смита занимает принцип экономического либерализма, то есть невмешательства государства в экономику. В основу этой идеи, как и физиократы, он положил концепцию «естественного порядка», а именно способности экономики к саморегулированию. И в качестве такой экономики А. Смит рассматривает рыночную, капиталистическую экономику, которая развивается как естественный процесс, подчиненный объективным правилам, действующим так же, как законы природы, независимо от желания или устремления людей.
Обоснование «естественного порядка». Объективные, или естественные законы, по которым развивается рыночная экономика, А. Смит пытался вывести из природы человека. В своем исследовании А. Смит исходит из представления о том, что люди наделены некоторымиестественными свойствами, которые даны им от природы и не могут быть устранены. Одним из них являетсяэгоизм,то есть стремление к личной выгоде. Люди руководствуются в своей экономической деятельности частными эгоистическими мотивами, желая получить максимальную выгоду. В связи с этим Смит применяет понятие«экономический человек»и характеризует его какрациональногосубъектаспособного ставить цели и принимать решения в соответствии с этими целями: предприниматель стремится максимизировать прибыль, потребитель – максимизировать полезность. Рыночная, или капиталистическая экономика - это естественный и вечный строй, так как, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, позволяет осуществлять деятельность в соответствии с естественными, эгоистическими интересами рационального субъекта.
Другое важное естественное свойство людей, которое заложено в них природой – это склонность к обмену. Обмен рождается из эгоистической природы человека, поскольку он не делает подарков и если что-то дает, то требует как минимум эквивалентного возмещения. Таким образом, обмен, рыночная экономика, по мнению А. Смита, «естественны» для человека.
Природным свойством человека является также неравенство способностей. Еще Платон утверждал, что разделение труда в обществе существует, так как каждый человек обладает только одной способностью. Следует добавить, что в соответствии с концепцией «экономического человека» Смита, рациональный субъект, стремясь кличной выгоде,специализируетсяна видах деятельности, в большей степени соответствующих его способностям, обменивая продукт своего труда на разнообразные блага, производимые другими субъектами рынка. Это ведет кразделению труда в обществе и росту национального богатства.
Проблема частного и общественного интереса в теории Смита. Согласно теории «естественного порядка», картина современного А. Смиту общества представляется ему как самопроизвольная деятельность тысяч и миллионов индивидов – эгоистических субъектов, каждый из которых занят своим делом, не заботится о других и даже не подозревает о социальных последствиях своих действий. Возникает вопрос, как обеспечивается создание и рост совокупного национального богатства и благосостояние общества, если человек стремится только к достижению личной выгоды? Не станет ли следование частному интересу разрушительным для общества?
Однако Адам Смит не видит никаких противоречий между личными и общественными интересами. Общественное богатство А. Смит рассматривает как совокупное богатство, т.е. как сумму богатства индивидов. Он убежден, что одинаковое и постоянное стремление всех людей улучшить свое положение – «это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство». Отсюда следует, что условия, способствующие росту богатства индивидов, ведут и к росту совокупного общественного богатства. А. Смит постоянно подчеркивает, что рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, то есть когда частный интерес стоит выше общественного, когда интересы общества рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.
Согласование личных и общественных интересов происходит благодаря действию законов рынка. В развитие этой идеи А. Смит вводит понятие «невидимой руки», под которой он понимал объективные законы рынка. Человек действует в своих личных интересах, писал он, но одновременно «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения». Главная идея Смита состоит в том, что «невидимая рука» или объективные законы рынка, независимо от воли и намерений индивида - «экономического человека» - направляют его к наилучшим результатам, выгоде и более высоким целям общества, оправдывая эгоистическое стремление человека ставить личный интерес выше общественного.
Механизм действия «невидимой руки» ведет к тому, что когда предприниматели максимизируют свою прибыль, общественный продукт тоже максимизируется. При этом важно, чтобы каждый предприниматель стремился к получению наибольшей прибыли в системе, основанной на конкуренции. Как достигается сочетание частных и общественных интересов в условиях объективных законов рынка? Частная собственность обеспечивает субъектам право осуществлять деятельность для достижения собственных, частных целей. Цель рационального субъекта – получение максимальной прибыли, предполагает производство таких товаров и услуг, которые необходимы обществу. Механизм свободных цен подсказывает экономическим субъектам, что производить, то есть какие блага нужны обществу, а конкуренция побуждает производить их более дешевым способом. В результате цены становятся равновесными (естественными), а выпуск максимальным. Причем все происходит автоматически, без центрального руководства или коллективного решения. Получается, что рыночная экономика свободной конкуренции, не подчиненная единому плану и общему центру, работает, тем не менее, по вполне определенным строгим правилам в интересах общества, управляемая как бы невидимой рукой.
Адам Смит указывает также, что, действуя в условиях «невидимой руки», человек учитывает, прежде всего, свой личный интерес и поэтому работает хорошо (для себя, но одновременно и для общества). В условиях действия «видимой руки» государства человек получает приказ без учета его личного интереса и поэтому работает хуже.
Таким образом, соединяя понятие «невидимой руки» с категорией «экономический человек», Смит делает вывод, что человек, преследуя свои собственные интересы, часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это, что «невидимая рука» рынка дает для общества лучшие результаты, чем «видимая рука» государственного управления.
«Невидимая рука» рынка – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто и против воли людей. Применив понятие экономического закона (хотя сам этот термин он не употреблял), А. Смит поставил политическую экономию на научную основу. Исходя из этого принципа, он решительно выступал против правительственных предписаний в экономике. Таким образом, концепция естественного порядка стала теоретической основой обоснования объективных законов развития экономики и принципа экономического либерализма, т. е. невмешательства государства в экономику.
Концепция экономического либерализма приобрела широкую популярность в начале XIXв. и просуществовала в качестве господствующей в классической, а потом в неоклассической экономической теории до середины 30-х гг.XXв.
В методологии А. Смита вызывает интерес его научный подходк исследованиюэкономических вопросов. Основнойметод исследованияв экономической теории А. Смита - это методлогической абстракции. Отвлекаясь от случайных явлений, он приходил к ряду важных выводов об отдельных чертах капиталистической системы. В теоретическом анализе А. Смит применял принциписходнойкатегории. А. Смит считал, что, выделив в экономике ряд основных исходных категорий и связав их принципиальными зависимостями, можно далее анализировать все более сложные и конкретные общественные явления. Адам Смит пытался построить свою систему - модель экономического мира, положив в основу такие категории, какразделение труда, обмен, меновая стоимость.
А. Смит стремится исследовать сущность явлений, но одновременно он анализирует конкретную картину экономической жизни, описывает и систематизирует явления так, как они выступаютна поверхности. Его многочисленные отступления можно в этом смысле рассматривать как фактические иллюстрации к теоретическим рассуждениям. Однако описательный метод часто захватывал А. Смита, и он оставлял свой аналитический подход. Выводы, полученные путем научного анализа, А. Смит зачастую ставил в один ряд с поверхностными обобщениями. В этом проявиласьдвойственность научного метода А. Смита.
Для Смита политическая экономия, прежде всего, - это наука, изучающая объективные, существующие независимо от воли и желания людей законы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ в обществе. А. Смит рассматривает причины роста производительности труда, порядок распределения продукта между различными классами, природу и способы накопления капитала. Это позитивный, аналитический подход к исследованию экономической структуры общества. Изучается то, что есть в действительности, как и почему эта действительность развивается.
Но есть и другая сторона. По мнению Смита, политическая экономия должна на основе объективного анализа решать практические задачи:обосновывать и рекомендовать такую экономическую политику, которая могла бы «обеспечить народу обильный доход или средства существования, а также, обеспечить емувозможность добывать себе их...». Политическая экономия должна, следовательно, вести дело к тому, чтобы в обществе действовал порядок, создающий максимально благоприятные условия для роста производительных сил. Это -нормативный, практический подход. Адам Смит, со свойственной ему многогранностью, очень органично соединял оба подхода к исследованию.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель