1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
Вершиной классической политэкономии стала английская классическая школа второй половины XVIII века. Ее виднейший представитель – величайший английский ученый-экономист Адам Смит(1723-1790). Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в шотландском городе Кирколди, в семье таможенного чиновника. В 14 лет он поступил и в 17 лет окончил университет в Глазго и продолжил образование в Оксфорде. Затем читал лекции по английской литературе и политэкономии в Эдинбурге и уже тогда придерживалсялиберальных идей- принципа экономического либерализма и особенно принципа свободы торговли. В 28 лет был назначен профессором философии и морали в Глазговском университете. Широкую известность ему принесла научная работа «Теория нравственных чувств» (1759), посвященная философским вопросам этики и заложившая основы известности А. Смита как философа. В этой работе Смит обсудил стандарты этического поведения, которые поддерживают общество в состоянии стабильности. Но в дальнейшем интерес А. Смита все более смещается к экономической науке, что связано было с его активным участием в Глазговском клубе политической экономии и знакомством с философом и экономистом Давидом Юмом и его научными взглядами.
В 1764 г. А. Смит оставил университетскую кафедру и занял место воспитателя в семье видного политического деятеля. В этот период (1764-1766) он со своим воспитанником совершает поездку в Европу (побывал в Тулузе, Женеве, Париже). Здесь он знакомится с известными французскими философами Вольтером, Гельвецием, Гольбахом, д΄Аламбером, а также с физиократами Ф. Кенэ и А. Тюрго, что повлияло на его убеждения и взгляды и нашло отражение впоследствии в его главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Эту книгу А. Смит начал писать еще во время поездки. Затем, по возвращении в Шотландию, он поселился в 1767 г. в Кирколди и посвятил себя исключительно работе над этим произведением. Книга вышла в свет в 1776 г. в Лондоне и упрочила и без того широкую известность ее автора. В 1778 г. А. Смит был назначен на должность комиссара таможни в Эдинбурге, оставаясь в этой должности до своей кончины 17 июля 1790 г.
Появление книги А. Смита «Богатство народов» стало крупнейшим событием в экономической науке. Она семь раз переиздавалась до конца XVIII века, в том числе четырежды при жизни А. Смита. В России первый перевод книги Смита был опубликован в 1802-1805 гг.
Сочинение А. Смита состоит из пяти книг. В первых двух книгах изложены основы его теоретической системы, в которой завершены и обобщены многие идеи английских и французских экономистов предыдущего столетия. В первой книге содержится рассмотрение разделения труда, анализ стоимости и доходов, учение о деньгах. Во второй книге исследуется капитал и его структура.
Остальные три книги представляют собой приложение теории А. Смита к истории и экономической политике. В небольшой третьей книге речь идет о развитии экономики Европы в эпоху феодализма и становления капитализма. Обширная четвертая книга - это история и критика политической экономии. Здесь рассматриваются экономические системы, в основном принципы меркантилизма (восемь глав посвящены меркантилизму, одна - физиократам). Самая большая по объему, пятая книга посвящена государственным финансам, исследуются доходы и расходы государства.
Именно в последних трех книгах в обилии конкретного материала можно найти самые характерные высказывания Смита по конкретным экономическим проблемам. В «Богатстве народов» приводится масса любопытных сведений о колониях и университетах, военном деле и банках, серебряных рудниках и контрабанде и о многом другом. С современной точки зрения, многое из этого едва ли имеет прямое отношение к экономической теории. Но для А. Смита политическая экономия и была именно такой, почти всеобъемлющей наукой об обществе и его экономической системе.
Важнейшее теоретическое значение книги А. Смита в том, что в ней выдвинута доктрина экономической свободы и предпринимательства. В ней рассматриваются такие концепции как laissez-faire (принцип невмешательства государства в экономику), разделение труда, функции рынка и международное значение свободной экономики. По выходу книги, у А. Смита появилось много сторонников, его идеи либерализма нашли признание среди ученых, общественных и государственных деятелей, как в Англии, так и за ее пределами. Результатом влияния творческого наследия А. Смита можно также признать то, что один из его учеников Дугалл Стюарт в 1801 г. стал читать в Эдинбургском университете самостоятельный курс политической экономии, который прежде входил в состав дисциплин курса нравственной философии.
Как автор этой книги, Адам Смит считается основателем классической экономической теории как самостоятельного научного направления. И хотя возникновение классической политэкономии было представлено другими экономистами, именно А. Смит, как сказал М. Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки». Величие А. Смита как ученого состоит в его экономических прогнозах и фундаментальных теоретико-методологических принципах, которые более чем на целое столетие предопределили и последующую экономическую политику многих государств, и направление научного поиска большого числа ученых-экономистов, представителей классической политэкономии.
Объяснение успеха «Богатства народов» следует искать в исторической обстановке того времени. Англия эпохи А. Смита – это передовая капиталистическая страна, обогнавшая по уровню своего развития другие страны Европы. Английская буржуазия во второй половине XVIII в. накопила значительные богатства и стала господствующей не только в торговле, но и в промышленности и в сельском хозяйстве. Стремясь обеспечить свободу предпринимательской инициативе, она нуждалась в теоретическом обосновании соответствовавшей ее интересам политики экономической свободы. Для этого надо было доказать превосходство капиталистических порядков, определить движущие силы развития, выяснить источники могущества страны. Этим потребностям отвечало знаменитое произведение А. Смита.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель