5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
В рыночной экономике отношения, связанные с распределением и перераспределением трудовых ресурсов, а также их воспроизводством регулируются через рынок труда.
Рынок труда – это общественная экономическая форма движения трудовых ресурсов, система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами, предъявляющими спрос на труд, и домашними хозяйствами, осуществляющими предложение труда.
Спрос на труд предъявляют фирмы в форме потребности в работниках. Величина спроса на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы предприниматель будет стремиться сократить спрос на труд, и наоборот, при ее уменьшении – увеличить. Кроме заработной платы спрос на труд будет зависеть от ряда других факторов: от технического и технологического уровня экономики, ее структуры, наличие других факторов производства (земли и капитала), величины спроса на товары и услуги, фазы экономического цикла и другие.
Предложение труда – это количество рабочего времени, которое работники готовы предложить предпринимателям при каждом конкретном уровне заработной платы. Предложение труда в экономике (или совокупное предложение) зависит от четырех факторов:
численности населения и темпов его прироста;
доли трудоспособных в общей численности населения;
продолжительности рабочего времени;
количества, качества и квалификации труда работников.
Взаимодействие спроса на труд и предложение труда образуют равновесную заработную плату. Все желающие работать за данную заработную плату найдут рабочее место, а все работодатели наймут желаемое количество работников. Установление заработной платы выше равновесного уровня приведет к росту предложения труда и сокращению спроса на него, возникнет безработица. В случае низкой заработной платы спрос на труд превысит предложение, и на рынке будут наличествовать свободные места.
Субъектами рынка труда являются:
контрагенты трудовых отношений (работники и работодатели);
посредники (служба занятости, кадровые агентства и др.);
представители органов власти;
представители интересов работников и работодателей (профессиональные союзы, союзы предпринимателей и др.)
Для многих людей труд – единственный источник дохода и от размеров заработной платы зависит уровень жизни и благосостояния населения всей страны. С другой стороны труд – производственный фактор, лежащий в основе себестоимости продукции, определяющий эффективность производства. Поэтому так важно достижение обоюдного согласия между работниками и работодателями, предсказуемость поведения сторон, и эффективность инструментов регулирования возможных конфликтов. Регулирование трудовых взаимоотношений осуществляется на основе трудового законодательства Республики Беларусь, а также нормативных документов: соглашения, коллективного договора, трудового договора.
Соглашение – нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.
Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях. Сторонами соглашения могут быть: на республиканском уровне – республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также Правительство республики Беларусь; на отраслевом уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения); на местном уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы.
Содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции. Генеральное соглашение может содержать положения о (об):
развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключении коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;
основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе о минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;
заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;
обеспечении занятости;
охране труда и окружающей среды;
иных трудовых и социально-экономических условиях.
Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий оплаты труда, заключения и расторжения трудового договора и т.д. Генеральное соглашение является основой для тарифных местных соглашений, коллективных договоров. Положения генерального соглашения не могут быть ухудшены при заключении тарифных и местных соглашений (статьи 358,359,360 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Локальным нормативным актом, регулирующим трудовые отношения между нанимателем и работающими у него работниками, является коллективный договор. Коллективный договор подписывают профсоюз или иной орган, представляющий интересы работников, и наниматель или уполномоченный им представитель.
Основные принципы заключения коллективного договора, соглашения: социальное партнерство; равноправие сторон; обязательность ведения коллективных переговоров, если одна из сторон выступает с таким предложением; учет реальных возможностей реализации обязательств. Условия коллективного договора не могут быть более жесткими, чем предписанные законодательством. Наоборот, коллективные договоры могут предусматривать более льготные трудовые и социально-экономические условия для работников. Содержание коллективного договора отражено в статье 364 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Обычно они составляются по такой схеме: организация труда и повышение эффективности; формы и системы заработной платы; индексация заработной платы (доходов); продолжительность рабочего времени и времени отдыха; создание здоровых и безопасных условий труда; заключение, расторжение трудовых договоров; охрана окружающей среды; обеспечение занятости; подготовка кадров; повышение квалификации работников; регулирование трудового распорядка; строительство и распределение жилья; условия деятельности профсоюзов; заключение и расторжение трудовых договоров; ответственность сторон за нарушение коллективного договора и т.д.
Порядок заключения коллективных договоров регулируется законом. В Республике Беларусь закон «О коллективных договорах» принят 24 ноября 1992 года.
На основании коллективного договора заключатся трудовой договор между работодателем и нанимателем. Содержание трудового договора –это совокупность условий, определяющих права и обязанности сторон трудового договора (содержание отражено в статье 19 Трудового кодекса Республики Беларусь). Условия подразделяются на два вида. К первым относятся условия, предусмотренные законодательством о труде и коллективным договором, а ко вторым – условия, определенные соглашением сторон. В качестве обязательных условий в трудовом договоре должны быть предусмотрены следующие условия:
данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;
сведения о месте работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;
сведения о трудовой функции (профессия, специальность, должность и т.п.);
основные права и обязанности работника и нанимателя;
срок трудового договора;
режим труда и отдыха работника;
условия оплаты труда.
Дополнительные условия вырабатываются и согласовываются сторонами трудового договора. Так, в качестве дополнительных условий может быть соглашение об установлении испытательного срока, о работе в одну смену, о сокращенном рабочем времени, об обязанности отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств нанимателя и т.п. При этом следует иметь в виду, что дополнительные условия не должны ухудшать положение работника по сравнению с законодательством о труде и коллективным договором. Трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон.
В целях совершенствования труда, предупреждения нарушений законодательства в сфере трудовых отношений введена контрактная система регулирования трудовых отношений в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины».
Контрактная система представляет собой совокупность прав, обязанностей и ответственности нанимателя и работника, условий оплаты и организации труда, устанавливаемых на основе особого вида трудового договора-контракта.
Характерные особенности контракта – то, что он всегда заключается только в письменной форме и имеет срочный характер (срок действия). Как правило, контракты заключаются на срок от 1 года до 5 лет.
Контрактная система дает возможность:
удерживать наиболее квалифицированных работников на предприятии, что немаловажно в условиях быстрого развития сфер, альтернативных производственной (например, сервисных услуг);
обеспечивать частичную срочную занятость, что позволяет более гибко регулировать численность и состав персонала предприятия и способствует дополнительному привлечению квалифицированных работников со стороны;
повышать ответственность и творческое отношение к работе нанимаемого на конкретных условиях работника, особенно на ведущих участках производства.
Помимо основного оклада или ставки, в контракте дополнительно могут быть оговорены условия повышения (понижения) размера оплаты труда, выплаты премий, надбавок и доплат, а также могут определяться льготы по социальному обеспечению, устанавливаться дополнительные социальные гарантии, определяться режим рабочего времени, продолжительность и время предоставления дней отдыха и отпусков и т. д.
Оплата труда по высоким ставкам при контрактной системе дает возможность отказаться от малоэффективных систем поощрения и в то же время гарантирует определенную форму оценки трудового вклада.
Контрактная система нацелена на более значительную индивидуализацию трудовых отношений, чем тарифная система.
Важную роль в решении трудовых конфликтов играют профсоюзы.
Профессиональный союз – это добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь о профсоюзах от 22 апреля 1992 №1605- XII).
Согласно Конституции (ст.41) и закону «О профессиональных союзах» граждане имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а так же вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов (положений).
Профсоюзы и их организационные структуры в соответствии с законодательством РБ и их уставами являются юридическими лицами.
Профсоюзы обладают рядом прав и несут определенные обязанности. Закон наделяет профсоюзы правами по защите трудовых прав граждан и социальной защите. Они участвуют в решении вопросов разгосударствления и приватизации государственной собственности, охраны труда и окружающей среды, имеют право на участие в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров и др. Законом установлены гарантии прав профсоюзов, включая гарантии для профсоюзных работников.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание