1.1 Сущность организации коммерческой деятельности в сфере услуг. Услуга как объект коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность как категория управления может пониматься в узком и широком смыслах. В узком смысле под коммерческой деятельностью принято понимать приобретение и продажу товаров и услуг, однако для целей управления целесообразнее понимать под коммерческой деятельностью часть предпринимательской деятельности, которая связана с получением прибыли, но при этом не охватывает процессы производства товаров и оказания услуг1.
Другими словами, коммерческую деятельность можно охарактеризовать как составную часть предпринимательской деятельности, нацеленную на получение прибыли, и связанную с организацией взаимоотношений с другими участниками рынка, внешними по отношению к организации, осуществляющей коммерческую деятельность. Фактически, любая организация, вовлечённая в рыночные отношения, в той или иной степени осуществляет коммерческую деятельность.
Следовательно, коммерческая деятельность представляет собой особое направление предпринимательской деятельности в сфере обмена, состоящее в заключении коммерческих сделок на взаимовыгодных условиях, отчего зависят конечные результаты предпринимательской деятельности организации.
Из определения следуют основные признаки, характеризующие предпринимательскую деятельность как вид предпринимательской деятельности:
-
коммерческая деятельность связана с осуществлением товарного обмена, вступлением в рыночные отношения;
-
коммерческая деятельность всегда сопровождается заключением коммерческих сделок и договорными отношениями;
-
сделки в рамках коммерческой деятельности заключаются на взаимовыгодной для сторон-участниц условиях;
-
коммерческая деятельность нацелена на максимизацию результатов предпринимательской деятельности.
Все отмеченные признаки коммерческой деятельности в полной мере реализуются в сфере услуг, поскольку предпринимательская деятельность в сфере услуг так же, как и в материальной сфере, связана с необходимостью максимизации результата предпринимательской деятельности, с налаживанием взаимоотношений с партнёрами и покупателями, которое осуществляется в процессе заключения коммерческих сделок на взаимовыгодной основе, с вступлением в рыночные отношения и отношения обмена, объектом которых выступают оказываемые и реализуемые услуги.
Как следует из содержания и определения коммерческой деятельности, её основной целью является максимизация результата предпринимательской деятельности.
Основные задачи коммерческой деятельности, подчинённые главной цели, состоят в следующем2:
-
исследование партнёров и покупателей организации и оценка рынков, на которых они работают, с целью выбора наиболее выгодных для организации партнёров;
-
установление хозяйственных связей с партнёрами и покупателями;
-
анализ внешней среды, в которой организация осуществляет операции обмена, и выработка рекомендаций, направленных на адаптацию предпринимательской деятельности организации к вскрытым особенностям и условиям внешней среды;
-
осуществление товарообменных операций;
-
оценка эффективности коммерческой деятельности;
-
выработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности.
Особенности коммерческой деятельности в сфере услуг проявляются в специфике выполняемых функций, которые традиционно подразделяются на две группы3:
-
коммерческие функции, непосредственно связанные с получением дохода;
-
коммерческие функции, опосредованно связанные с получением дохода.
Непосредственно с получением дохода связаны следующие функции коммерческой деятельности в сфере услуг:
-
реализация услуг;
-
оказание дополнительных услуг и послепродажное обслуживание;
-
ведение правовой и претензионной работы;
-
сокращение издержек за счёт оптимизации управления взаимоотношениями с партнёрами и распределения ресурсов среди них;
-
осуществление экспериментальных операций.
Группа, включающая коммерческие функции, оказывающие опосредованное воздействие на получение дохода, состоит из следующих элементов:
-
формирование ассортимента услуг;
-
установление прямых и опосредованных (через посредников) хозяйственных связей;
-
установление договорных отношений и ведение договорной работы.
Основой осуществления коммерческой деятельности в организации является её коммерческая политика.
Коммерческая политика представляет собой постановку текущих и перспективных целей и задач коммерческой деятельности организации, а также выработку путей и мер по их достижению и решению.
Перед коммерческой политикой организации в общем виде стоят следующие основные задачи4:
-
формирование и развитие системы коммерческой деятельности в организации, в которой все коммерческие цели, задачи и функции увязаны в единое целое;
-
управление реализацией услуг;
-
развитие рынков сбыта;
-
адаптация коммерческой деятельности организации к условиям внешней среды;
-
оптимизация коммерческой с деятельности с точки зрения соотношения осуществляемых затрат и получаемых результатов.
Коммерческая политика является базой для осуществления коммерческой деятельности организации, эффективность управления которой не может быть обеспечения без соблюдения следующих принципов:
-
взаимодействие коммерческой деятельности и предпринимательской деятельности в целом;
-
согласованность целей коммерческой деятельности с общими целями предпринимательской деятельности организации;
-
структурированность управления коммерческой деятельностью организации и согласованность между коммерческими подразделениями и службами;
-
комплексность управления коммерческой деятельностью;
-
малозвенность структуры управления коммерческой деятельностью;
-
адаптивность структуры управления коммерческой деятельностью и системы коммерческой деятельности в целом;
-
обеспеченность коммерческой деятельности необходимой, своевременной и достоверной информацией5.
Ключевыми функциями коммерческой деятельности для сферы услуг являются:
-
реализация услуг и организация работы с покупателями, включая договорную, претензионную и т.д., а также взаимосвязанное с продаже услуг развитие рынков сбыта;
-
установление хозяйственных связей с партнёрами по различным направлениям.
Особенность реализации услуг, принципиально отличающая её от реализации товаров, состоит в том, что большинство услуг приобретаются покупателем не однократно, а периодически и регулярно, в связи с чем для организации, оказывающей и реализующей услуги, важно не простимулировать однократную продажу, а построить с потребителем долгосрочные, стабильные, устойчивые, доверительные отношения. При этом выгодность первой реализации может быть меньшей в сравнении со средней или будущей, с целью стимулирования лояльности потребителя в будущем.
В сфере услуг специфичность коммерческой деятельности также проявляется в том, что во многих организациях, предоставляющих услуги определённой группы, могут сочетаться и сочетаются коммерческая и некоммерческая деятельность, что усложняет подход к организации коммерческой работы в рамках одной системы.
- Содержание Введение
- 1.Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятия в сфере услуг
- 1.1 Сущность организации коммерческой деятельности в сфере услуг. Услуга как объект коммерческой деятельности
- 1.2 Особенности организации коммерческой деятельности предприятия на рынке услуг в современных условиях
- 1.3 Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности в сфере услуг
- 1.4 Основные направления повышения эффективности организации коммерческой деятельности в сфере услуг
- Список использованных источников