logo
Коммерческая деятельность в сфере услуг

1.1 Сущность организации коммерческой деятельности в сфере услуг. Услуга как объект коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность как категория управления может пони­маться в узком и широком смыслах. В узком смысле под коммерческой деятельностью принято понимать приобретение и продажу товаров и услуг, однако для целей управления целесообразнее понимать под ком­мерческой деятельностью часть предпринимательской деятельности, ко­торая связана с получением прибыли, но при этом не охватывает процессы производства товаров и оказания услуг1.

Другими словами, коммерческую деятельность можно охарактери­зовать как составную часть предпринимательской деятельности, нацелен­ную на получение прибыли, и связанную с организацией взаимоотноше­ний с другими участниками рынка, внешними по отношению к организа­ции, осуществляющей коммерческую деятельность. Фактически, любая организация, вовлечённая в рыночные отношения, в той или иной степени осуществляет коммерческую деятельность.

Следовательно, коммерческая деятельность представляет собой осо­бое направление предпринимательской деятельности в сфере обмена, со­стоящее в заключении коммерческих сделок на взаимовыгодных услови­ях, отчего зависят конечные результаты предпринимательской деятельно­сти организации.

Из определения следуют основные признаки, характеризующие предпринимательскую деятельность как вид предпринимательской дея­тельности:

            1. коммерческая деятельность связана с осуществлением товарного об­мена, вступлением в рыночные отношения;

            2. коммерческая деятельность всегда сопровождается заключением ком­мерческих сделок и договорными отношениями;

            3. сделки в рамках коммерческой деятельности заключаются на взаимо­выгодной для сторон-участниц условиях;

            4. коммерческая деятельность нацелена на максимизацию результатов предпринимательской деятельности.

Все отмеченные признаки коммерческой деятельности в полной мере реализуются в сфере услуг, поскольку предпринимательская дея­тельность в сфере услуг так же, как и в материальной сфере, связана с необходимостью максимизации результата предпринимательской дея­тельности, с налаживанием взаимоотношений с партнёрами и покупате­лями, которое осуществляется в процессе заключения коммерческих сде­лок на взаимовыгодной основе, с вступлением в рыночные отношения и отношения обмена, объектом которых выступают оказываемые и реали­зуемые услуги.

Как следует из содержания и определения коммерческой деятельно­сти, её основной целью является максимизация результата предпринима­тельской деятельности.

Основные задачи коммерческой деятельности, подчинённые главной цели, состоят в следующем2:

              1. исследование партнёров и покупателей организации и оценка рынков, на которых они работают, с целью выбора наиболее выгодных для ор­ганизации партнёров;

              1. установление хозяйственных связей с партнёрами и покупателями;

              1. анализ внешней среды, в которой организация осуществляет операции обмена, и выработка рекомендаций, направленных на адаптацию пред­принимательской деятельности организации к вскрытым особенностям и условиям внешней среды;

              2. осуществление товарообменных операций;

              3. оценка эффективности коммерческой деятельности;

              4. выработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой дея­тельности.

Особенности коммерческой деятельности в сфере услуг проявляются в специфике выполняемых функций, которые традиционно подразделяют­ся на две группы3:

                1. коммерческие функции, непосредственно связанные с получением до­хода;

                2. коммерческие функции, опосредованно связанные с получением дохода.

Непосредственно с получением дохода связаны следующие функции коммерческой деятельности в сфере услуг:

                  1. реализация услуг;

                  2. оказание дополнительных услуг и послепродажное обслуживание;

                  3. ведение правовой и претензионной работы;

                  4. сокращение издержек за счёт оптимизации управления взаимоотноше­ниями с партнёрами и распределения ресурсов среди них;

                  5. осуществление экспериментальных операций.

Группа, включающая коммерческие функции, оказывающие опосре­дованное воздействие на получение дохода, состоит из следующих эле­ментов:

  1. формирование ассортимента услуг;

  2. установление прямых и опосредованных (через посредников) хозяй­ственных связей;

  3. установление договорных отношений и ведение договорной работы.

Основой осуществления коммерческой деятельности в организации является её коммерческая политика.

Коммерческая политика представляет собой постановку текущих и перспективных целей и задач коммерческой деятельности организации, а также выработку путей и мер по их достижению и решению.

Перед коммерческой политикой организации в общем виде стоят следующие основные задачи4:

  1. формирование и развитие системы коммерческой деятельности в орга­низации, в которой все коммерческие цели, задачи и функции увязаны в единое целое;

  2. управление реализацией услуг;

  3. развитие рынков сбыта;

  4. адаптация коммерческой деятельности организации к условиям внеш­ней среды;

  5. оптимизация коммерческой с деятельности с точки зрения соотноше­ния осуществляемых затрат и получаемых результатов.

Коммерческая политика является базой для осуществления коммер­ческой деятельности организации, эффективность управления которой не может быть обеспечения без соблюдения следующих принципов:

    1. взаимодействие коммерческой деятельности и предпринимательской деятельности в целом;

    2. согласованность целей коммерческой деятельности с общими целями предпринимательской деятельности организации;

    3. структурированность управления коммерческой деятельностью орга­низации и согласованность между коммерческими подразделениями и службами;

    4. комплексность управления коммерческой деятельностью;

    5. малозвенность структуры управления коммерческой деятельностью;

    6. адаптивность структуры управления коммерческой деятельностью и системы коммерческой деятельности в целом;

    7. обеспеченность коммерческой деятельности необходимой, своевре­менной и достоверной информацией5.

Ключевыми функциями коммерческой деятельности для сферы услуг являются:

      1. реализация услуг и организация работы с покупателями, включая до­говорную, претензионную и т.д., а также взаимосвязанное с продаже услуг развитие рынков сбыта;

      1. установление хозяйственных связей с партнёрами по различным направлениям.

Особенность реализации услуг, принципиально отличающая её от ре­ализации товаров, состоит в том, что большинство услуг приобретаются покупателем не однократно, а периодически и регулярно, в связи с чем для организации, оказывающей и реализующей услуги, важно не простимули­ровать однократную продажу, а построить с потребителем долгосрочные, стабильные, устойчивые, доверительные отношения. При этом выгодность первой реализации может быть меньшей в сравнении со средней или буду­щей, с целью стимулирования лояльности потребителя в будущем.

В сфере услуг специфичность коммерческой деятельности также проявляется в том, что во многих организациях, предоставляющих услуги определённой группы, могут сочетаться и сочетаются коммерческая и не­коммерческая деятельность, что усложняет подход к организации ком­мерческой работы в рамках одной системы.