Введение
Главная задача долговременной политики в области социально-экономического развития страны – неуклонный подъем жизненного уровня населения на основе динамичного и пропорционального развития общественного производства и повышения его эффективности. Решение поставленной задачи требует наряду с планомерным развитием отраслей, определяющих рост экономического потенциала страны, дальнейшего развития и повышения эффективности сферы обслуживания населения, функционирование которой непосредственно связано с повышением народного благосостояния. Длительный период времени при планировании развития различных звеньев национальной экономики роль отраслей сферы услуг недооценивалась, что отрицательно сказывалось как на уровне ее развития, так и на эффективности общественного производства в целом. Развитию сферы обслуживания способствовал закономерный процесс углубления общественного разделения труда и повышения уровня развития производительных сил. Постепенно в этой сфере формировались и обособлялись новые отрасли.
В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень возросла. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. В условиях развития рыночных отношений в России значительно возрастает объем услуг, специфически присущих рыночной экономике – банковских, финансовых, страховых, риэлтерских, юридических. Увеличился спектр услуг, связанных с управлением и содержанием органов государственной власти, а также правоохранительных органов. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий.
Одним из крупных секторов сферы услуг является бытовое обслуживание населения, поэтому основное внимание в учебном пособии уделяется проблемам развития бытовых услуг. Отрасль бытового обслуживания населения, бывшая ранее одной из отраслей планового народного хозяйства, становится сферой действия малого бизнеса. У нас в стране бытовые услуги сильно отстают от производственной сферы по темпам роста, по приспособлению к потребностям рынка и потребителей. Изначально заложенная в принципах российской рыночной экономики государственная незащищенность отрасли остается актуальной проблемой и преградой для ее нормального функционирования и развития.
Изучение материалов учебного пособия поможет в поиске выхода из кризиса отрасли бытового обслуживания населения, ее дальнейшего развития, в том числе за счет привлечения к этому внимания, как государственных служащих, так и молодых специалистов. Для этого необходимо, по крайней мере, выявить причины сложившейся ситуации в отрасли, попытаться проанализировать основные тенденции развития и сформулировать основы программы реформирования бытового обслуживания населения для привлечения к нему интереса со стороны предпринимателей.
Принятие эффективных хозяйственных решений требует наличия профессиональных знаний специфики отраслевого развития, поэтому изучение теории отраслевых экономических процессов занимает важное место в подготовке специалистов экономического профиля.
Цель данного учебного пособия состоит в том, чтобы помочь изучить особенности и принципы функционирования отраслей сферы услуг, сформировать необходимые профессиональные знания и практические умения у будущих экономистов в области отраслевой экономики.
Структура и содержание учебного пособия разработаны с учетом государственного образовательного стандарта по специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии». В полном соответствии с рабочей программой дисциплины «Экономика отрасли» в учебном пособии рассмотрены теоретические и практические аспекты определения места отрасли в системе национального хозяйства, условия возникновения, поведения предприятий в отрасли и направления дальнейшего совершенствования сферы услуг.
Учебное пособие содержит лекционный материал по восьми темам учебной дисциплины «Экономика отрасли». Второе издание учебного пособия дополнено обширным статистическим материалом, характеризующим тенденции развития отраслей сферы услуг в современной рыночной экономике. Автором предпринята попытка рассмотрения основного содержания и предмета курса с современных научных, методических и практических позиций.
Материал учебного пособия может быть использован студентами экономических вузов, преподавателями, практическими предпринимателями.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9