logo
Shpory_po_istorii_ekonomicheskih_ucheny

3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.

Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430 - 354 гг. до н. э.) в трактате "О домашнем хозяйстве" дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцо­вого гражданина. Его труд "О доходах" — попытка найти выход из эконо­мических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата "О домашнем хозяйстве" сводятся к следующему:

естественным происхождением является разделение труда на умствен­ный и физический, а людей - на свободных и рабов, любой товар обладает полезными свойствами (потребительная сто­имость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеальною общественного

устройства и изложил ее в своем труде "Государство" Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное (эффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собствен ноет. общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда "Политика":

обязательным является наличие частной собственности, все виды деятельности разделены на две группы: экономию н хрематис тику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей, к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимости Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственною потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику;

деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;

человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личностей. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.