4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
Экономические и правовые отношения – важнейший компонент внешней среды предпринимательства, определяющий базовые экономические стимулы для занятия предпринимательской деятельностью: возможность получить финансовую самостоятельность и стать хозяином своего дела, не быть наемным работником, выжить в условиях рынка.
Для реализации предпринимательской идеи и получения прибыли предприниматель использует материальные, интеллектуальные и финансовые ресурсы, которые принадлежат ему по праву частной собственности. Право собственности согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ подразумевает:
-
Владение имуществом, что означает наличие имущества у собственника (например, компьютеры в офисе фирмы), контролирование имущества (например, товар на складе в другом городе), представление имущества (например, директор фирмы юридически представляет все имущество, которым владеет фирма; автор представляет все свои произведения). Представительская функция владения наиболее существенна для предпринимательской деятельности.
-
Пользование имуществом – возможность извлечения из имущества пользы на основе временной передачи собственником права пользования. Передача права пользования производится на основе доверенности, договора об аренде, безвозмездного пользования, доверительного управления, договора лизинга.
-
Распоряжение имуществом – право собственника определять юридическую судьбу имущества путем продажи, частичной и на время передачи права владения, пользования и распоряжения, отдачи имущества в залог, списания (ликвидации) имущества.
Субъектом права собственности может быть государство (Российская Федерация, субъекты Федерации) и муниципальные образования (государственная собственность, муниципальная собственность), частные лица и объединения частных лиц (частная собственность физических и юридических лиц). Законодательство Российской Федерации признает равенство всех форм собственности.
В книжном деле к важнейшим объектам собственности относятся результаты интеллектуальной деятельности – интеллектуальная собственность. Согласно статье 138 Гражданского кодекса РФ интеллектуальная собственность имеет три основные особенности:
-
Интеллектуальная собственность является результатом интеллектуальной деятельности.
-
Она не может быть передана другому лицу, так как она связана непосредственно с разумом человека. Собственник (автор) может передать только право пользования результатом интеллектуальной деятельности, при этом передаются или продаются носители, на которых зафиксирована интеллектуальная собственность, но не сама интеллектуальная собственность. Отношения по поводу интеллектуальной собственности регулируются нормами авторского, изобретательского и патентного права.
-
К ней относятся литературные, художественные и научные произведения; изобретения; научные открытия; некоторые виды промышленной собственности (фирменное наименование и обозначение, товарный знак, знак обслуживания).
Реализация предпринимательской идеи требует совершения юридических действий по приобретению или уступке прав собственности на имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, поэтому право частной собственности – важнейшее условие осуществления частной предпринимательской деятельности. Оно позволяет капитализировать имущество, т.е. использовать его для получения прибыли. Частная собственность – системообразующий фактор частного предпринимательства, из нее следует право на получение дохода и прибыли на основе использования имущества, находящегося в собственности.
Исторический опыт развития человечества показывает, что только при наличии частной собственности и права распоряжаться ею возможно свободное предпринимательство, конкуренция, существование рыночных отношений. Частная собственность – залог экономической свободы, импульс экономического развития общества. Частная собственность и конкуренция – источники частной инициативы, стимулы для формирования предпринимательских идей.
При доминировании государственной собственности ослабляется и фактически исчезает конкуренция между производителями, теряется стимул для совершенствования и внедрения нововведений, экономический стимул заменяется административными рычагами, экономика становится неэффективной. Государственная собственность ослабляет хозяйственные мотивы, не воспитывает эффективного собственника. Чувство хозяина дает только частная собственность.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя