5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
Рост благосостояния вызывается ростом капиталов. В трактовке А. Смита капитал– этозапасы, необходимые для дальнейшего производства и позволяющие преодолеть интервал во времени между затратой ресурсов и получением готового результата. От использования капитала предприниматель желает получить прибыль.
А. Смит разделял капитал на основной и оборотный. Основной капитал приносит прибыль «без перехода от одного владельца к другому или без дальнейшего обращения». К основному капиталу он относил здания и сооружения, машины, а также профессиональную квалификацию работников. Оборотный капитал служит своему владельцу тем, что «постоянно уходит от него в одной форме и возвращается к нему в другой», принося прибыль. К оборотному капиталу относятся деньги, сырье и готовая продукция. Поскольку под оборотом А. Смит понимал переход (перемещение) вещи от одного владельца к другому, то, по его мнению, оборачивается только оборотный капитал, а основной является лишь его дополнением. «Основной капитал не может приносить какой-либо доход иначе, как только при помощи оборотного капитала». Однако и основной и оборотный капитал приносят прибыль: основной – в производстве, оборотный – в сфере обращения. Назначение основного капитала «состоит в развитии производительной силы труда, или в предоставлении возможности прежнему числу работников доставить большее количество товаров».
Накопление капитала, по мнению Смита, есть результат бережливостикапиталиста, состоящий в том, что прибыль не проедается, а используется для расширения производства. Смит делает следующий вывод: «непосредственная причина увеличения капитала состоит в сбережении, а не в труде. Правда, чтотруддоставляет предметы для сохранения путем бережливости, но без сохранения их посредствомэкономиикапитал никогда бы не мог увеличиться».
Под накоплением капитала Смит понимал превращение прибыли в дополнительную заработную плату. Сбережения образуют фонд для оплаты труда производительных работников. Чем больше та доля общественного продукта, которая превращается в капитал, то есть в средства оплаты производительных работников, тем быстрее растет богатство народа. Однако при накоплении капитала лишь часть прибыли направляется на покупку дополнительной рабочей силы. Другая часть идет на приобретение дополнительных средств производства. Но в теории Смитанакопление капиталарассматривается какрост фонда оплаты рабочих, поэтому А. Смит делает вывод, что с развитием капитализма положение рабочих будет улучшаться.
Теория воспроизводства. Проблема воспроизводства впервые до А. Смита была представлена у физиократов, в экономической таблице Ф. Кенэ. В теории воспроизводства, составной частью которой является теория реализации, Адам Смит опирался на свое определение стоимости товара по доходам. Этот подход получил название «догма Смита» (по определению К. Маркса), так как использовался рядом последующих представителей классической политэкономии. Суть его в следующем. Смит утверждал, что стоимость, как отдельного продукта, так и всей совокупности товаров, или всего общественного продукта, равна сумме доходов - заработной плате, прибыли и ренте. «Цена всякого товара, в конечном счете, должна сводится к этим трем частям, так как всякая доля цены должна по необходимости оказаться чьей-либо прибылью». Сводя, таким образом, стоимость общественного продукта к доходам, Смит исключал из стоимости совокупного продукта перенесенную стоимость орудий труда.
А. Смит признает, что каждый предприниматель часть своего капитала превращает в средства производства. Однако он полагает, что цена каждого орудия также сводится в конечном счете к заработной плате, прибыли и ренте. «Может показаться, что необходима еще четвертая часть для возмещения капитала,… т.е. для возмещения снашивания… хозяйственных орудий. Но надо иметь в виду, что цена любого хозяйственного орудия… в свою очередь состоит из таких же трех частей». И Смит предлагает не учитывать перенесенную стоимость ни в отдельном товаре, ни в национальном продукте, поэтому стоимость годового продукта у него оказалась равной сумме доходов. Другими словами, стоимость общественного продукта сведена к вновь созданной стоимости, а стоимость орудий производства, участвующих в создании продукта, А. Смит не учитывает.
Такой подход А. Смита основан на том, что он не ввел ограничения времени, которые используются при подсчете национального продукта и национального дохода (за год). Перенесенная стоимость средств производства является продуктом труда прошлых лет. Поэтому сумма доходов, равная вновь созданной стоимости данного года, всегда меньше стоимости годового общественного продукта, в котором учтена и стоимость прошлых лет, перенесенная со средств производства. Если же не учитывать ограничения времени, то в этом случае перенесенная стоимость этого года действительно соответствует добавленной стоимости, и тогда повторного счета при определении годового национального продукта не происходит.
Логика Смита повторялась экономистами-классиками начала XIXвека, отождествлявшими национальный продукт с национальным доходом. Опираясь на утверждение Смита, что стоимость валового национального продукта равна сумме добавленных стоимостей, т.е. сумме доходов, они доказываливозможность полной реализациисовокупного продукта, как следствие равенства спроса (суммы доходов) и предложения (стоимости произведенного национального продукта). Следствием «догмы Смита» стало то, что теория общественного воспроизводства упростилась по сравнению с «экономической таблицей» Кенэ и фактически была сведена только к теории реализации на рынке предметов потребления. Поскольку стоимость валового национального продукта сводилась к сумме доходов, которые тратятся на предметы потребления, то речь шла о простом воспроизводстве общественного продукта.
Несмотря на представление о том, что стоимость общественного продукта равна сумме доходов, А. Смит проводит различие между валовым и чистым продуктом. Валовой доход, в понимании Смита, идентичен годовому продукту общества. Чистый доход составляет, с его точки зрения, часть валового дохода, которая остается в распоряжении общества за вычетом издержек на основной и оборотный капитал, то есть представляет фонд потребления. Следовательно, Смит признает, что в годовом продукте общества есть часть, которая не поступает в качестве доходов в личное потребление. Назначение этой части иное: она идет на возмещение израсходованного капитала, а значит, потребляется производительно, в процессе производства. Этим Смит фактически признавал присутствие в стоимости созданного продукта не только доходов, но и стоимости, перенесенной со средств производства, но отмечал это не прямо, а опосредованно.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель