7.1. Сущность и виды инноваций
Повышение инновационно - инвестиционной активности в современных условиях обусловлено следующими причинами.
Во-первых, происходящая в настоящее время «мировая информационная революция» требует перехода к инновационному пути развития с целью производства конкурентоспособной продукции, отвечающей потребностям рынка и тенденциям его изменения.
Во-вторых, инвестиции представляют собой «кровеносную» систему экономического механизма предприятия, питающую его организм и обеспечивающую жизнедеятельность и развитие.
Инновации - это новые методы, идеи, изобретения, доведенные до стадии коммерческого использования, и предложения на рынке в виде нового продукта. Предприятия, создавшие свой продукт на основе научно-технических открытий и изобретений, имеют возможность снимать «финансовые сливки» за счёт более высокой цены на него. Экономическая эффективность инноваций состоит в том, что эффект от их использования превышает издержки на разработку.
Понятие «инновации» подразумевает новшества в любой сфере деятельности предприятия как в сфере производства, так и в организации и управлении.
На практике инновации классифицируются по ряду признаков (таблица 7.1).
В зависимости от объекта инновации подразделяются на продуктовые, рыночные, процессорные и потребительские.
Продуктовые инновации связаны с освоением производства новых видов продукции, работ и услуг, не имеющих аналогов на рынке.
Рыночные предполагают выход на новые рынки сбыта, в том числе и мировые, расширяющие пространство реализации продукции.
Процессорные инновации позволяют совершенствовать технологию производства продукта или услуги, организацию труда и управления.
Потребительские - направлены на придание товару рыночной новизны и формирование новых потребностей в перспективе.
Таблица 7.1 - Классификация инноваций
Классификационные признаки | Виды инноваций |
По объекту | продуктовые рыночные процессорные потребительские |
По причинам возникновения | реактивные стратегические |
От предметного содержания | радикальные комбинаторные модифицирующие |
По источникам финансирования | самофинансирование кредитное финансирование смешанное финансирование средства инновационного фонда |
По причинам возникновения инновации подразделяются на реактивные и стратегические.
Реактивные инновации возникают как реакция на рыночные преобразования конкурентов для выживания в условиях конкурентной борьбы.
Стратегические - с целью приобретения перспективных преимуществ перед конкурентами.
В зависимости от предметного содержания и темпа реализации новшества различают радикальные, комбинаторные и модифицирующие инновации.
Радикальные связаны с принципиально новыми разработками и изобретениями.
Комбинаторные инновации характеризуются использованием различных сочетаний новшеств в виде конструктивного соединения элементов.
Модифицирующие имеют направленность на совершенствование, обновление конструкций и дизайна товара.
Финансирование предприятиями инноваций осуществляется в рамках внутрипроизводственных отношений либо привлечения разработчиков на основе заключённых договоров. Основным источником финансирования инноваций являются собственные финансовые ресурсы, к которым относится нераспределённая прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал. В этом случае осуществляется самофинансирование создания и освоения новой техники, технологии, новых методов управления.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, собственные финансовые ресурсы составляют около 80% всех средств, направляемых на инновации, что соответствует уровню развитых стран (США - 73%, Германия - 90%).
Кредитное финансирование инноваций предполагает привлечение банковских кредитов. Поскольку инновации сопряжены с большим риском, банки не всегда охотно идут на выдачу таких кредитов.
Смешанное финансирование предполагает использование как собственных источников, так и кредитных ресурсов банков.
Одним из источников финансирования инноваций является инновационный фонд, средства которого направляются на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, а также работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоёмкой продукции и, кроме того, на выполнение отраслевых программ по энергосбережению и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования.
- 3. Оглавление
- 1.2 Классификация предприятия
- 1.3 Жизненный цикл и этапы развития предприятия
- 1.4 Наукоемкое производство как фактор интенсивного развития экономики
- 1.5 Место и роль малых предприятий в системе национальной экономики
- Глава 2. Внешняя среда и условия успешной деятельности предприятия
- 2.1 Теоретические основы трансформации экономики
- 2.2 Монетарные факторы функционирования реальной экономики
- 2.3. Создание конкурентной среды. Институциональная политика государства
- 2.4. Собственность и деятельность предприятия
- 2.5. Структурная политика государства
- Глава 3. Экономические ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 3.1. Основные средства и эффективность их использования
- 3.2. Лизинг как форма обновления основных средств. Оценка эффективности лизинга
- 3.3. Оборотные средства предприятия и их эффективность
- 3.4. Нематериальные активы предприятия
- Глава 4. Планирование предприятия
- 4.1. Сущность, цели и принципы планирования
- 4.2. Методы планирования
- 4.3. Виды планирования
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогнозы экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:
- 4.4 Бизнес-план: сущность, виды, структура
- Глава 5. Персонал предприятия и современные формы мотивации труда
- 5.1. Человеческий фактор в современном производстве. Коллективные методы управления. Концепция развития социальной сферы
- 5.2. Производительность труда и её влияние на экономику предприятия
- 5.3. Современные экономические стимулы мотивации труда
- 5.4. Зарубежный опыт организации оплаты труда
- Глава 6. Управление затратами производства и ценообразованием
- 6.1. Характеристика себестоимости продукции как фактора повышения её конкурентоспособности
- 6.2. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг)
- 6.3. Формирование новых подходов к управлению затратами
- 6.4. Ценообразование в экономическом механизме предприятия
- Глава 7. Инновационно-инвестиционная активность предприятий как условие их экономического развития
- 7.1. Сущность и виды инноваций
- 7.2 Инновационный потенциал конкурентоспособности промышленных предприятий
- 7.3. Стимулирование инновационной деятельности
- 7.4. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 7.5. Оценка экономической эффективности проекта
- Глава 8. Результативность деятельности предприятия
- 8.1. Сущность, виды дохода и прибыли предприятия
- 8.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 8.3. Показатели рентабельности и методика их расчета
- 8.4. Пути повышения прибыли и рентабельности
- Глава 9. Производственная деятельность предприятия
- 9.1. Принципы рациональной организации производственных процессов
- 9.3. Особенности организации основного
- Глава 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования
- 10.1. Реструктуризация отечественных предприятий как необходимое условие рыночной адаптации
- 10.1. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия как действенная технология реструктуризации
- 1. Анализ
- 2. Перепроектирование
- 3. Реализация
- 10.3. Переход на мировые стандарты качества - непременное условие вхождения в мировое разделение труда
- 10.4. Переход на мировые цены как стратегическая составляющая конкурентоспособности предприятия
- Глава 11. Построение современной
- 11.1. Кооперирование и специализация в промышленности
- 11.2. Построение современной логистической системы в стране
- 11.3. Комбинирование и концентрация в промышленности
- 11.4. Создание гибких производственных систем предприятия
- 11.5. Сетевые структуры управления
- 10.6. Концепция «подвижного» и «виртуального» производства
- 10.7. Саls –технологии