3.6. Принцип рационального поведения
Каждому экономическому агенту ежедневно приходится принимать множество решений. Но, принимая решение, мы обычно учитываем, как наше действие повлияет на изменение ситуации. При этом в одной и той же ситуации два различных человека могут предпринять принципиально разные действия. Например, один потребитель тратит имеющиеся у него деньги на подарок любимой девушке, а другой приобретает новый костюм, одна фирма расходует средства на приобретении новой технологии, а другая – нанимает дополнительных работников. Кто же из них прав?
Например, насколько изменится общее удовлетворение от выпитого кофе, если выпить еще одну чашку; насколько увеличится общая прибыль фирмы в результате найма еще одного работника; как изменится оценка на ближайшей контрольной работе по экономике, если позаниматься еще один час (или день) и т.д.
Такие действия экономических агентов получили название «принцип рационального поведения».
Определение | |
| Принцип рационального поведения – принцип, в соответствии с которым экономический агент, принимающий решение всегда выбирает тот вариант, при котором дополнительная (предельная) выгода будет превышать дополнительные (предельные) затраты. |
На вопрос, поставленный в начале параграфа, можно ответить однозначно: если предельная (маржинальная) выгода потребителя купившего подарок и потребителя купившего костюм превышают их предельные затраты, оба поступили рационально, аналогично, если прибыль фирм выросла после сделанных ими действий, они также поступили рационально.
Подумайте | |
| Задание 1.40. Рациональное поведение На рынке энергоносителей страны Лимонии работают две фирмы — «ЛукГаз» и «НефтьПром». За истекший год прибыль каждой фирмы составила по 1 млрд. долларов США. Совет директоров фирмы «ЛукГаз» решил учредить фонд для поддержки молодых ученых Лимонии, перечислив в него 30% прибыли своей фирмы. Правление концерна «НефтьПром» израсходовало 30% своей прибыли на финансирование футбольного клуба «Закат», принадлежащего этой компании. Руководство какой из фирм поступило рационально? Почему вы так считаете? Приведите аналогичные примеры из реальной жизни. |
- Тема I Введение. Понятие экономики. Предмет и метод экономической науки
- 1. Экономика – это где? 2
- 2. Экономика – это что? 3
- 3. Экономика – это кто? 25
- 4. Экономика – это как? 27
- 1. Экономика – это где?
- 1.1. Что изучает экономическая наука?
- 1.2. Экономика: хозяйство и наука
- 2. Экономика – это что?
- 2.1. Потребности. Классификации потребностей
- 2.1.1. Первичные потребности
- 2.1.2. Вторичные потребности
- 2.2. Блага. Классификация благ
- 2.2.1. Свободные и экономические блага
- 2.2.2. Товары и услуги
- 2.2.3. Нормальные и инфериорные блага
- 2.2.4. Заменяющие и дополняющие блага
- 2.2.5. Частные и общественные блага
- 2.2.6. Потребительские и инвестиционные блага
- 2.3. Производство
- 2.4. Экономические ресурсы (факторы производства)
- 2.4.1. Земля
- 2.4.2. Капитал
- 2.4.3. Труд
- 2.4.4. Предпринимательская способность (предприимчивость)
- 2.4.5. Информация
- 2.4.6. Плата за использование экономических ресурсов
- 2.5. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов
- 2.6. Экономический кругооборот
- 3. Экономика – это кто?
- 3.1. Экономические агенты
- 3.2. Домашние хозяйства
- 3.3. Фирмы
- 3.4. Государство
- 3.5. Иностранный сектор
- 3.6. Принцип рационального поведения
- 4. Экономика – это как?
- 4.1. Определения экономической науки
- 4.2. Микроэкономика и макроэкономика
- 4.3. Экономический анализ. Позитивный и нормативный анализ
- 4.4. Экономические модели
- 4.6. Экономическая теория и прикладные дисциплины
- 4.7. Экономическая теория и экономическая политика
- Первичные потребности
- Вторичные потребности