Основные понятия и термины
Частичное и общее макроэкономическое равновесие, закон Вальраса, модель СЭЛ, совокупный спрос, совокупное предложение, эффект «храповика», предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, чистые инвестиции, валовые инвестиции, государственные расходы, чистый экспорт, мультипликатор, акселератор.
1. Макроэкономическое равновесие – это главная проблема макроэкономического анализа, сбалансированное состояние экономической системы как единого целостного организма. Формой проявления равновесия экономической системы в целом служит сбалансированность и пропорциональность экономических процессов. Соответствие должно достигаться между следующими параметрами экономических систем:
производством и потреблением;
совокупным спросом и совокупным предложением;
товарной массой и ее денежным эквивалентом;
сбережениями и инвестициями;
рынками труда, капитала и потребительских благ.
Нарушение общих пропорций будет проявляться в таких явлениях, как инфляция, спад производства, уменьшение объема национального продукта и снижение реальных доходов населения.
Макроэкономическое равновесие может быть частичным, одновременно общим и реальным.
Частичное равновесие- равновесие на индивидуальных товарных рынках, входящих в систему национальной экономики. Основы заложены в трудах А.Маршалла.
Одновременно общее равновесие – это равновесие как единая взаимосвязанная система, образованная всеми рыночными процессами на базе свободной конкуренции.
Реальное макроэкономическое равновесие – устанавливается фактически при несовершенной конкуренции и внешних факторах воздействия на рынке.
Общее экономическое равновесие называется устойчивым, если после нарушения восстанавливается при помощи рыночных сил. Если общее экономическое равновесие после нарушения не само восстанавливается и требуется государственное вмешательство, то такое равновесие называется неустойчивым. Основателем теории общего экономического равновесия считают Л.Вальраса.
Общее равновесие, по Л.Вальрасу, - это ситуация, когда равновесие устанавливается одновременно на всех рынках: потребительских благ, денег и труда, - и достигается оно в результате гибкости системы относительных цен.
Закон Вальраса: сумма избыточного спроса и сумма избыточного предложения на всех рынках совпадает, т.е. денежная стоимость всех товаров на стороне предложения равна общей стоимости товаров на стороне спроса.
Примером простейшей модели макроэкономического равновесия выступает классическая модель СЭЛ, в которой совокупное предложение (AS) равно совокупному спросу (AD) (см. рисунок). С помощью этой модели можно исследовать различные варианты экономической политики государства.
Пересечение AD и AS показывает в точке Е равновесный объем производства и равновесный уровень цен. Это означает, что экономика находится в равновесии при таких значениях реального национального продукта и таком уровне цен, при котором объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения.
2. Совокупный спрос (АD)– это реальный объем валового внутреннего продукта, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы приобретать при каждом данном уровне цен, т.е. экономический агрегат, суммирующий величины локальных спросов на все товары и услуги, предлагаемые на рынке.
Включает в себя:
потребительский спрос;
инвестиционный спрос;
спрос со стороны государства;
чистый экспорт.
Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом национального производства (ВВП), на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем ВВП, который может быть куплен. Это зависимость описывается кривой совокупного спроса.
Сред. AD2
уровень AD
цен
AD1 B
A
ВВПреал.
Кривая АD показывает взаимосвязь между желаемыми или планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и при среднем уровне цен. Эта кривая носит нисходящий характер, т.е. негативный наклон. Этот наклон обусловлен:
эффектом процентной ставки (эффект Кейнса).
эффектом богатства (эффект реальных кассовых остатков, эффект Пигу).
эффектом импортных закупок (эффект обменного курса).
1. Эффект процентной ставки показывает, что при данном объёме денежной массы более высокий уровень цен повысит спрос на деньги и тем самым увеличит процентную ставку, уменьшая объём закупок потребительских товаров.
Более высокая процентная ставка сокращает объем закупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос.
Более низкая ставка поощряет население к кредитам, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары.
2. Эффект богатства показывает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, находящихся у населения, уменьшится.
Падение цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большое количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощущение увеличения богатства.
3. Эффект импортных закупок предполагает, что существует обратная зависимость между изменениями уровня цен в одной стране по сравнению с другими странами и изменением чистого объема экспорта в совокупном спросе.
В результате снижения курса национальной валюты, товары, приобретенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт и растет совокупный спрос.
Все три названных эффекта относятся к ценовым факторам спроса.
Изменение величины АD в результате изменения среднего уровня цен, отражается перемещением точек по кривой (из точки В в точку А – это ценовой фактор).
Неценовые факторы - изменение AD является:
1.Изменения в потребительских расходах в результате изменений:
а) благосостояния потребителя;
б) ожиданий потребителя;
в) задолженности потребителя;
г) налоговых ставок.
2.Изменения в инвестиционных расходах в результате изменений:
а) процентных ставок;
б) ожидаемых прибылей от инвестиций;
в) налогов с предприятий;
г) технологии и использования избыточных мощностей.
3.Изменения в государственных расходах;
4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта.
Таким образом, неценовые факторы AD смещают кривую совокупного спроса или влево или вправо.
3. Совокупное предложение (AS) – это количество материальных благ и услуг, которые производители предлагают на рынке, это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий – сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость. AS отражает размеры создаваемого национального продукта, порождаемое данными масштабами воспроизводства и изменение цен.
. AS1 AS AS2
уровень цен
B
A
Объем производства
Кривая AS отражает прямую взаимозависимость между реально представляемыми к продаже объёма национального производства и общим уровнем цен.
Эта кривая состоит из трёх участков:
горизонтального;
вертикального;
промежуточного.
Горизонтальный участок – называется кейнсианским – показывает изменение реального объёма производства при неизменном уровне цен в краткосрочном периоде.
Вертикальный участок – классический – показывает неизменный уровень национального производства при изменяющемся уровне цен в долгосрочном периоде.
Промежуточный участок – восходящий – отражает изменяющийся реальный объём производства и изменяющийся уровень цен.
Изменение величины AS в результате изменения общего уровня цен отражается движением вдоль кривой, но на промежуточном участке из точки А в точку В. Это есть ценовые факторы.
Изменение AS отражается перемещением всей кривой из AS в AS1, из AS в AS2 - неценовые факторы:
Изменение технологии.
Изменение цен на факторы производства.
Изменение производительности труда.
Государственная налоговая политика.
Государственное регулирование.
Главные различия в интерпретации кривой AS в классической и кейнсианской школах отражают различия в ответе на основной вопрос анализа равновесия на макроуровне-
– какому уровню занятости использования производственного потенциала соответствует равновесный объем производства, насколько полно в условиях макроэкономического равновесия используются имеющиеся в обществе ресурсы.
4. Экономисты классической школы исходили из того, что рыночная система в долгосрочном периоде обеспечивает полное использование ресурсов. Возникающие диспропорции преодолеваются в результате автоматического саморегулирования рынка. Благодаря ему, в экономике всегда достигается объем производства, соответствующий полной занятости.
Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечивать полное использование ресурсов, то вмешательство государства является излишним. В рамках этой теории сформулирован принцип нейтральности государства.
Равновесие на классическом отрезке.
Классики исходят из гибкости цен, зарплаты, процентной ставки. Из того, что зарплата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между AS и AD. Они утверждали:
AS – имеет вид вертикальной прямой, которая отражает потенциальный объём ВНП. Снижение цены влечёт за собой снижение зарплаты и поэтому полная занятость сохраняется, и сокращение ВНП не происходит. Просто здесь продукция будет продана по другим ценам. Поэтому снижение AS ведёт ни к снижению ВНП и занятости, а лишь к уменьшению цен. Таким образом, классики считают, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объём производства и занятости. Поэтому его вмешательство нежелательно.
Равновесие на кейнсианском отрезке AS. Если кривая спроса сдвигается влево, то выпуск продукции падает. Снижение совокупного спроса (от AD1 к AD2) приведет к уменьшению реальных объемов производства (от Y1 к Y2 ).
Кейнсианская теория явилась теоретическим обоснованием нового подхода к роли государства в экономике. Они доказали необходимость обязательного вмешательства государства особенно в условиях спада производства, снижения деловой активности и связанной с этим безработицей, проводя экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику.
В отличие от классиков кейнсианская теория полагает, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос (AD). Самым главным недостатком, по мнению Кейнса, является то, что классическая школа не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая создаёт неблагоприятную социальную ситуацию. AS принимает форму прямой параллельной оси ОХ, что отражает негибкий характер цен.
Кейнсианцы считают, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, что, являясь элементом AD (это неценовые факторы), увеличивает AD.
Но есть один фактор, который вызывает сомнение в достоверности прогнозов, последствий сокращения совокупного спроса на классическом и промежуточном отрезках. Сложность состоит в том, что возникает эффект «храповика» - цены, как на товары, так и на ресурсы, раз возросшие, необязательно снижаются до первоначального уровня (храповик – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Эффект «храповика» приводит к смещению кривой совокупного предложения. Он основан на том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются. Поэтому увеличение совокупно спроса повышает уровень цен, но при уменьшении спроса в течение короткого периода нельзя ожидать падение цен.
5. В кейнсианской модели основным компонентом является совокупный спрос, который состоит из потребительского спроса (С), инвестиционного спроса (I), государственных расходов (f) и чистого экспорта (Хn).
Y =C + I + f + Хn
Главным компонентом совокупного спроса является потребление (50% общей величины совокупного спроса) – оно определяется как сумма денег, которая тратится населением на приобретение потребительских благ. Колебания в потреблении влияют на подъемы и спады в экономике. Определяющим фактором в потреблении стал доход (располагаемый личный доход). Потребление – часть дохода, которая используется для приобретения товаров и услуг. Непотребляемую часть дохода, оставшуюся после потребления, составляют сбережения, т.е. сберегаемая часть дохода, т.е. разница между
располагаемым доходом и потреблением. Общий уровень и динамику сбережений и потребления исследуют с помощью функций потребления и сбережений.
а) Потребление (С) как функция дохода (Y) С = f (Y), зависимость потребления от располагаемого дохода.
б) Сбережение (S), равные разнице между доходом и сбережением
S = Y – C = S=Y – f (Y)
Склонность к потреблению и к сбережению характеризует изменения потребления и сбережения по мере роста доходов.
Средняя склонность к потреблению и сбережению:
средняя склонность к потреблению АРS
АРS = потребительский доход / располагаемый доход = С / Y
показывает, какая часть располагающего дохода используется на потребление.
средняя склонность к сбережению (АРS)
АРS = сбережение / располагаемый доход = S / Y
показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения.
Таким образом, по мере роста располагаемого дохода доля дохода, направленная на сбережение уменьшается, т.е. АРС уменьшается, а АРS - увеличивается, что отражает ситуацию увеличения сбережений по мере роста дохода.
Показатели, характеризующие реакцию потребителя на изменение дохода:
предельная склонность к потреблению МРС
МРС = изменение в потреблении / изменения в доходах = ∆С / ∆Y
показывает, какая часть прироста дохода используется на прирост потребления;
предельная склонность к сбережению МРS
MPS = изменение в сбережении / изменения в доходах = ∆S / ∆Y
показывает, какая часть прироста дохода используется на прирост сбережения.
Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению для любого изменения равна 1.
МРС+МРS=1 МPS =1 – МРС
Другая составляющая совокупного спроса – инвестиционные расходы: производственные, инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в товарно-материальные запасы.
Чистые инвестиции – равны увеличению объема капитала, обеспечивающему прирост производства.
Валовые инвестиции – равны чистым инвестициям плюс расходы на замещение старого капитала (амортизацию).
Инвестиционные расходы составляют 20% совокупного спроса, от них зависит колебания деловой активности, темпы экономического роста.
Следует различать:
автономные инвестиции, определяемые внешними факторами, их величина зависит от национального дохода;
стимулируемые – величина которых зависит от колебаний совокупного дохода (Y).
Функция инвестиционного спроса отражает зависимость инвестиций от ставки процента, которую инвестор сопоставляет с ожидаемой нормой прибыли. Между ставкой процента и объемом инвестиций существует обратная связь.
Государственные расходы (f)- это денежные средства на закупки государством на рынках благ, которые определяются состоянием государственного бюджета. Они являются величиной автономной, т.е. не зависят от совокупного дохода: f=const.
На величину чистого экспорта (Xn) воздействует курс национальной валюты, величина издержек и цен в странах, торгующих друг с другом, конкурентоспособность производимых товаров. Чистый экспорт – это сольдо торгового баланса и величина постоянная.
Любое изменение расходов, составляющих спрос, согласно Дж.Кейнсу, сопровождается мультипликативным эффектом:
∆ Y = Mp * ∆E
прирост нормального дохода мультипликатор прирост совокупных расходов
Мультипликатор – коэффициент, показывающий, насколько возрастет равновесный доход при увеличение совокупного дохода:
Mp = 1/1 - MPS = 1/ MPS.
Из приведенной формулы следует, что чем больше дополнительные расходы на потребление и меньше на сбережение, тем больше при прочих равных условиях величина мультипликатора.
Эффект мультипликатора действует при любом изменении совокупных расходов, т.е. не только когда они растут, но и когда уменьшаются.
С эффектом мультипликатора тесно связано действие акселерации. Оно означает, что существует связь между приростом дохода и продаж и приростом инвестиций для расширения мощностей:
I =h * ∆Y.
производные инвестиции акселератор изменение дохода
Акселератор - коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода.
Между мультипликатором и акселератором существует различие. Мультипликатор характеризует разовое непосредственное воздействие на доход со стороны спроса в текущем году, а акселератор показывает связь между инвестициями текущего года и расширением производства в следующем году.
- Конспект лекций
- Тема 1:Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы.
- Тема 2: Становление и сущность товарно-рыночного производства.
- 2.По отраслям:
- Раздел 2. Микроэкономика
- Тема 1. Механизмы функционирования рынка.
- Основные понятия и категории
- Характеристики (показатели) спроса:
- Факторы, влияющие на спрос:
- Экстремальные случаи эластичности спроса
- Эластичность предложения
- Тема 2. Теория потребительского поведения
- Тема 3. Теория издержек и прибыли
- Основные термины и понятия
- Классификация издержек
- Износ и амортизация
- Ограничения, которые должны соблюдаться при расчёте тб
- Тема 4. Рыночная конкуренция и ее виды
- Основные понятия и категории
- Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
- Виды монополий
- Тема 5 . Рынок факторов производства, ценообразования и доходы от факторов производства.
- Основные понятия и категории
- Проблема оптимизации ресурсов
- Рынок капитала
- Тема 6. Внешние эффекты и общественные блага
- Основные понятия и категории
- Раздел 3.Макроэкономика
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Основные понятия и категории
- Индексы цен
- Национальное богатство и структура национального хозяйства.
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Основные понятия и термины
- Тема 3. Макроэкономическая нестабильность
- Основные термины и понятия:
- Типы безработицы
- Причины безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы:
- Тема 4. Фискальная политика государства в условиях рынка
- Основные понятия и термины:
- Основные виды налогов:
- П рямые и косвенные
- «Кривая Лаффера»
- Тема 5. Денежно-кредитная политика государства
- Основные термины и понятия
- Основные операции банков
- 1. Организационная структура Банка России
- 2. Цели и задача деятельности цб
- Теоретические модели спроса на деньги
- Тема 6. Динамика экономического развития
- Основные термины и понятия
- 2. Типы экономического роста
- Тема 7. Международные аспекты экономической деятельности
- Основные термины и понятия
- Регулирующая часть
- Тема 8. Особенности переходной экономики России