logo
Otvety истэк

20. Теория ценности Смита

Смит разделяет понятия потребительной ценности (полезность предмета) и меновой ценности (возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом), что он аргументирует парадоксом алмаза и воды: алмаз дорог, но бесполезен, тогда как вода имеет огромную полезность для человека и при этом бесплатна.

У него присутствуют две независимые и даже противоречащие одна другой теории ценности – трудовая теория ценности (в качестве теории ценности) и теория издержек (в качестве теории распределения).

Согласно трудовой теории ценности, стоимость товара определяется количеством труда, а товары, вступающие в обмен, должны содержать одинаковое количество труда. При этом сравнительные оценки различных видов труда устанавливаются рынком в процессе рыночной конкуренции.

В итоге можно выделить 4 концепции ценности у Смита: