logo
Лекции по Макрокономике / ЭТ

Трудности учета нерыночной продукции

Большой вклад благ, не поступающих на рынок, в создание национального продукта сочетается со столь же большими трудностями в их учете.

Самой очевидной проблемой является отсутствие данных о не выходящих на рынок продуктах. Если фирма еще как-то сообщает о размерах своего незавершенного производства, то добиться от каждого владельца приусадебного хозяйства информации о том, сколько мешков картошки он накопал в этом году, невозможно. И уж совсем неуместно ждать от домашней хозяйки статистики поджаренных за год омлетов или метража подметенных полов.

Однако дело не только в трудностях сбора информации. Вне рыночных условий еще труднее идентифицировать товары и услуги, поскольку неясно, где начинается их производство, а где идет «просто жизнь». (Почесал себе нос  это услуга? Навоз от коровы  это производство удобрений?)

Наконец, сложна и количественная оценка не поступившей на рынок продукции. Какова рыночная цена оснастки конвейера для производства «ГАЗелей», созданной, как известно, практически полностью собственными силами завода? Если не проводить специального аукциона (а «ГАЗ» его проводить, конечно, не станет), ответ на этот вопрос может быть весьма приблизительным.