logo
Lek_EconTeoriyKrivonos2009

Виды монополий

1.Закрытые монополии (административные) – возникают, если монопольные фирмы защищены законодательно государством (рынок оружия).

2. Открытые монополии – возникает в результате конкуренции («Де Барс» - 80% .??? рынка).

3. Естественные монополии – когда монополия обусловлена законами производственного цикла (РАО ЕСГАЗПРОМ).

Чистая монополия определяет объем производства исходя из трех принципов:

- издержки;

- спрос;

- максимизация прибыли.

Кривая спроса в условиях монополии представляет собой кривую отраслевого спроса, т.к. монополист является отраслью и является нисходящей.

Три значения нисходящей кривой спроса:

валовой доход достигает своего максимума, предельный доход будет равен 0. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.

4. Монополистическая конкуренция – это совершенная конкуренция с элементами монополизма, связанная со стремлением достичь уникальности продукции.

Характерные черты:

  1. относительно большое число производителей, выпускающих продукцию, похожую, но не идентичную;

  2. дифференциация продукта:

        • товары отличаются физическими или количественными параметрами;

        • услуг и условий продаж;

        • рекламы, упаковки, торговые знаки и марки;

        • контроль над ценами;

  3. вступление в отрасли данной конкуренции относительно легко;

  4. возможность фирм получать прибыли или нести убытки в краткосрочный период.

Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста, а в долгосрочном он эту привилегию теряет.

Это означает, что формула поведения в краткосрочном периоде аналогична рынку монополии: P>MC=MR<AC.

В долгосрочном периоде рынок перерастает в конкурентный: P=MC=MR=AC.

Монополистический конкурент ограничен в возможности повышать цену, т.к. он действует на рынке не один и каждому товару противостоят заменители. Резкое повышение цены может заставить покупателей уйти на рынок заменителей. Поэтому спрос на этом рынке более эластичен по сравнению с рынком монополии.

Преимущества данного рынка:

  1. он направлен на удовлетворение многообразия индивидуальных запросов и предлагает больший ассортимент товаров;

  2. повышение качества товаров способствует формированию новых товаров и появлению новых потребностей;

  3. постоянное совершенствование производства и реализация новых технологий способствуют экономическому развитию;

  4. неценовая конкуренция – улучшение качества, реклама и стимулирование сбыта.

Недостатки:

  1. т.к. равновесная цена монополистического конкурента включает монополистическую прибыль, она выше, чем у совершенного конкурента, но ниже, чем у монополиста;

  2. производитель не всегда стремится сокращать средние издержки, поэтому такой рынок не стремится к максимуму производственной эффективности.

  3. производственные мощности не полностью загружены, т.к. производитель выбирает ориентацию на ограниченное число покупателей. Это довольно часто встречающийся тип рынка. Он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, мебельной и др. Государство обычно активно поддерживает эту рыночную структуру, ограничивает возможности крупных фирм захватывать и поглощать независимых производителей.

5. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в экономике. Это характерно для всех отраслей тяжелой промышленности, металлургии, химии, автомобилестроения, самолетостроения и др.

Характерные признаки:

  1. немногочисленность фирм и крупные размеры производства (3-8 фирм в отрасли);

  2. наличие высоких барьеров для вступления в отрасль;

  3. однородность или дифференцированность продукта;

  4. цены на рынке олигополии относительно устойчивы;

  5. эффект масштаба и экономия издержек там, где эффект масштаба значителен, достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей;

  6. рынок олигополии склонен к согласованному действию его участников или тайному сговору при установлении цен. В этом случае этот рынок перерастает в рынок монополии.

При установлении ценообразования проявляются две черты олигополии:

Объектом договоренности также могут быть, кроме цен, квоты продаж или территориальный раздел рынка. Подобные сговоры (монопольные сговоры) получили название картели. Для них характерны сокращение производства и взвинчивание цен, поэтому часто запрещаются законом, т.к. они превращают данный рынок в монопольный. P>MC=MR<AC.

Лидерство в ценах – описывает действие фирм, не состоящих в тайном сговоре и действующих самостоятельно. Цены устанавливает на рынке лидер (самые крупные или наиболее эффективно работающие фирмы в отрасли), а другие фирмы автоматически следуют этому изменению. В противном случае возможны ценовые войны, от которых проигрывают все.

Ценообразование по признаку «издержки плюс». Олигополисты для того, чтобы определить цену, добавляют «накидку» в размере определенного процента. Этот метод не является несовместимым с тайным сговором или лидерством в ценах. Олигополия делает упор на ценовую конкуренцию. Считается, что ценовая конкуренция помогает получить долговременные преимущества перед конкурентами, т.к. изменения продукта, новая технология и удачная реклама не могут так быстро и полно дублированы, как снижение цен.

Эффективность олигополии. Две точки зрения: