logo
1-20

42. Точки экономического роста.

Реализация поддержки «точек роста» должна привести к укреплению экономической безопасности региона во всех его сферах. Поэтому важным аспектом в методике выделения «точек роста» стратегии экономической безопасности региона являются критерии выделения. На наш взгляд, производства, могущие послужить «точками роста», должны отвечать следующим признакам.

Быть конкурентоспособными. Это может определяться по удельному весу экспорта продукции и получению иностранных инвестиций.

Иметь хорошие показатели динамики развития – темпы роста,  удельный вес в ВРП и объемах производства продукции и т.п.

Максимально использовать региональные ресурсы – трудовые, сырьевые, рынки сбыта.

Существенно влиять на снижение или элиминирование существующих угроз экономической безопасности региона.

При выделении «точек роста» Стратегии экономической безопасности региона следует руководствоваться следующими принципами.

1. Развитие «точек роста» должно обеспечивать рост индикаторов экономической безопасности по основным сферам социально-экономического комплекса: производственной, продовольственной, инфраструктурной, финансовой, социальной и инновационной.

2. Выбор «точек роста» в этих сферах должен опираться на анализ основных тенденций социально-экономического развития края.

3. При определении «точек роста» следует учитывать существующие причины долговременного характера, ежегодно снижающие адаптационные возможности края к нестабильной рыночной экономике, подрывающие его экономическую безопасность.

4. Производства, могущие послужить «точками роста», должны отвечать следующим признакам: быть конкурентоспособными. Это может определяться по удельному весу экспорта продукции; иметь хорошие показатели динамики развития – темпы роста,  удельный вес в ВРП и объемах производства продукции и т.п.; максимально использовать региональные ресурсы – трудовые, сырьевые, рынки сбыта; существенно влиять на снижение или элиминирование существующих угроз экономической безопасности региона.

43. Структура народного хозяйства.

Структура народного хозяйства определяется количеством занятых в тех или иных отраслях экономики, или по стоимости выпускаемой продукции. Прежде всего, выделяют отраслевую структуру народного хозяйства России.

Отрасль народного хозяйства — совокупность предприятий, выпускающих однородную продукцию или имеющих сходные технологические процессы.

Народное хозяйство состоит их двух главных сфер — материальной (производственной) и нематериальной (непроизводственной).

Материальная сфера включает в себя промышленность, строительство, сельское хозяйство. В отечественной науке к материальной сфере относят также транспорт, связь, торговлю и общественное питание, однако за рубежом эти отрасли включают в состав непроизводственной сферы.

В состав нематериальной (непроизводственной) сферы включают науку, образование, управление, финансы, здравоохранение, культуру, искусство, физкультуру и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и службу быта.

1—промышленность

2—строительство

3— сельское и лесное хозяйство

4— транспорт и связь

5— торговля и общественное питание

6 — непроизводственная сфера

По занятости населения в России преобладает”материальная (производственная) сфера — почти 66%, однако если торговлю, общественное питание, транспорт и связь относить к непроизводственной сфере, как этого требуют многие специалисты, то материальная сфера теряет своё лидерство, тогда ее доля составляет 43%.

Среди отраслей материальной сферы ведущей отраслью хозяйства России по числу занятых является промышленность, в которой работает 22% всего экономически активного населения, затем идёт сельское хозяйство (13%) и строительство (8%). В торговле и общественном питании ныне занято 15% экономически активного населения, а в транспорте и связи – 8%.

В нематериальной (непроизводственной) сфере работает 34% (а с включением торговли, общественного питания, транспорта и связи — более половины) всего занятого населения. Наиболее крупными отраслями непроизводственной сферы являются народное образование и культура (более 11%), здравоохранение (более 7%), управление и финансы (5,5%). Наполовину снизилась доля занятых в науке (всего 2%), что объясняется «утечкой мозгов».

В территориальной структуре хозяйства России выделяют три типа регионов:

1. Регионы с доиндустриальной структурой хозяйства, где главной отраслью хозяйства по количеству занятых и стоимости продукции является сельское хозяйство — Калмыкия, Тува, Алтай, Эвенкийский, Таймырский, Агинский Бурятский и Корякский автономные округа.

2. Регионы с индустриальной структурой хозяйства, в которых главной отраслью хозяйства является обрабатывающая промышленность — Центральный район (особенно Московская, Ярославская, Владимирская, Тульская области), Урал (Удмуртия, Башкортостан, Свердловская, Челябинская, Пермская, Оренбургская области), Поволжье (Татария, Самарская и Волгоградская области) и регионы Юга Сибири и Дальнего Востока (Омская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская области и Приморский край), или добывающая промышленность — Коми, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Якутия и Магаданская область.

3. В регионах с постиндустриальным типом развития экономики в структуре хозяйства господствует непроизводственная сфера. В России только два субъекта Федерации имеют постиндустриальную структуру хозяйства — Москва и Санкт-Петербург. Велика доля непроизводственной сферы в курортных районах Краснодарского и Ставропольского краёв.

За последние годы резко изменилась структура хозяйства России: значительно уменьшилась доля материальной сферы, особенно промышленности и сельского хозяйства, значительно возросла доля торговли, общественного питания и сферы услуг.

В то же время в структуре самой промышленности резко возросла доля топливно-энергетического комплекса, однако снизилась доля машиностроения и лёгкой промышленности

44. Понятие об инфраструктуре.

Одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры.

В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т. е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры изза увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отралси является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т. е. связь.

Термин нфраструктура произошел от лат. infra ниже, под; structura строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина инфраструктура существуют различные трактовки понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.

Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материальнотехнические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая. . . призвана обеспечить. . . беспрепятственное поле деятельности.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее фуункции, состоящие в обеспечении производства.

Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является:

Затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры являетсмя производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.

В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой материальновещественной форме.

Невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т. к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.

Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны обслуживание материального производства, с другой воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т. е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.

В рамках курсовой работы уместно упомянуть о социальной инфрструктуре (т. к. при становлении рыночной экономики нельзя забывать о человеческих факторах).

Социальная инфраструктура. совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.

Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и предаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания население состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).