logo
предпринимательство в книжном деле

3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли

В книжной отрасли, относящейся к рынку монополистической конкуренции, в долгосрочном периоде средняя рентабельность (норма прибыли) стремится к нулю. Успех же внедрения предпринимательской идеи выражается в росте прибыли. Например, издание книги по нетривиальной тематике, применение новых материалов, новой технологии, снижающей себестоимость издания или ускоряющей его выпуск, открытие магазина в новом районе или с новыми формами обслуживания привлекает внимание других фирм, которые начинают внедрять предпринимательское решение, причем часто в усовершенствованной форме. В результате увеличивается количество изданий по прибыльной тематике, открываются новые магазины и т.д., что в конечном итоге ведет к снижению количества покупателей, прибыль у всех участников книжного дела (вернее, его сегмента) уменьшается. Выход состоит в выдвижении новой предпринимательской идеи.

Экономическая цель бизнеса в долгосрочном периоде состоит в максимизации прибыли, т.е. в удержании ее не ниже определенного уровня.

На величину прибыли влияет множество факторов. К факторам, не зависящим от предпринимателя, относятся влияние налоговой системы, государственного регулирования цен, природных условий, конкуренции. От предпринимателя зависит объем производства, себестоимость продукции, качество продукции и цены на нее, эффективность использования производственных фондов, производительность труда.

Главная творческая задача предпринимателя, отличающаяся от рутинных проблем организации и управления производством, состоит в разработке новых предпринимательских идей, обеспечивающих максимизацию прибыли. Именно в разработке и внедрении новых идей и состоит искусство предпринимателя. Предприниматель должен учитывать реакцию конкурентов при выработке своей стратегии внедрения инновации, нарушающей равновесие на рынке в его пользу.

Увеличения прибыли можно достичь несколькими путями, например:

1) увеличить масштаб производства;

2) увеличить оборачиваемость оборотных средств;

3) поднять «вес» одного оборота, т.е. поднять цену реализации.

В первом случае требуются дополнительные инвестиции на расширение производства, но, как мы видели, существуют ограничения масштаба производства. Скорость оборота достигается в основном за счет снижения цен, но существует предел безубыточности, а также ответная реакция конкурентов. Кроме того, далеко не всегда снижение цены вызывает увеличение спроса (например, если эластичность спроса по цене близка к нулю). Повышение цены может оттолкнуть покупателей, и фирма потеряет конкурентоспособность.

Наконец, есть еще один путь увеличения прибыли – снижение издержек, но этот путь также имеет свои ограничения. Например, снижение заработной платы ниже среднего уровня по отрасли вызывает отток квалифицированных работников, для них на рынке труда фирма теряет свою привлекательность. Фирма вынуждена принимать неквалифицированных работников, эффективность и конкурентоспособность ее понижается, снижается качество, увеличиваются затраты на обучение.

Прибыль может также повышаться за счет организационно-технических мероприятий, инвестиций в производство новых товаров, создания дополнительных каналов сбыта, перепрофилирования и других предпринимательских действий, относящихся к реинжинирингу.

Масштаб деятельности фирмы. Важнейший вопрос для предпринимателя- при каком уровне цен и объеме выпускаемой продукции фирма достигает максимума прибыли? До какого объема может расти выпуск продукции, т.е. каков оптимальный масштаб производства?

Из рис. следует, что прибыль можно получать только при объеме производства, большем K и меньшем N, так как при объемах, меньших K и больших N, совокупные издержки превышают совокупный доход, фирма несет убытки. Максимум прибыли достигается при объеме производства, равном M. Задача предпринимателя – закрепиться в окрестности этой точки (в курсе экономики доказывается, что в этой точке предельные издержки и предельный доход равны). Точки К и N соответствуют критическим значениям безубыточности.

Фирма при объемах производства К и N получает доход, но не получает прибыли, т.е. TC=TR, и средняя цена продукции равна средним издержкам на ее производство (P=S).