logo
ECON_T~1

16.2. Финансовая политика

Под финансовой политикой понимается совокупность мер по организации формирования, распределения и использования государственных финансов. Финансовая политика включает в себя налоговую и бюджетную политику, а также политику в отношении государственного долга.

В современной экономической науке существуют разные концепции финансовой политики. Остановимся на основных из них.

В кейнсианской теории финансовая (или фискальная) политика считается наиболее важным инструментом государственного регулирования экономики, с помощью которого поддерживается занятость и сбалансированность в экономике. Главная задача финансовой политики по Кейнсу - обеспечение эффективного совокупного спроса на рынке. Это значит, что при недостатке спроса государство должно принимать меры по его увеличению, а при избытке - по его сокращению.

В обеспечении эффективного спроса в кейнсианской теории главную роль играет финансовая политика государства. При недостатке спроса государство повышает свои расходы и социальные выплаты и снижает налоги, а при избытке совокупного спроса - уменьшает расходы и социальные выплаты и увеличивает налоги.

Кейнсианцы выделяют два вида финансовой политики: дискреционную политику и “встроенные стабилизаторы”.

Дискреционная финансовая политика состоит в изменении налоговой системы, расходов бюджета и системы социальных выплат. Такие изменения могут вноситься только законодательными органами власти и не могут быть слишком частыми, иначе в экономику будет вноситься хаос и неразбериха. Отсюда и название этих мер - “дискреционная политика”, то есть политика, предполагающая не непрерывные изменения, а дискретные, совершаемые один раз за более или менее продолжительные отрезки времени.

“Встроенные стабилизаторы” означают установление такой зависимости доходов и расходов государства, системы социальных выплат от величины национального дохода, при которой они автоматически расширяют совокупный спрос при экономическом спаде и сдерживают его рост при развитии инфляции.

Необходимость “встроенных стабилизаторов” объясняется тем, что для применения мер дискреционной политики необходимо вначале точно установить, что происходит в экономике: спад или “перегрев”. Это требует определенного времени, создает лаг запаздывания между наступлением явления и реакцией на него со стороны государственных органов. Далее необходимо разработать проект мер, обсудить и утвердить их в законодательных органах, что еще больше увеличивает указанный лаг. После утверждения мер требуются конкретные инструкции по их практической реализации.

В результате лаг запаздывания может стать настолько длительным, что за это время характер явлений в экономике изменится: спад сменится подъемом, или подъем - спадом. И принятые меры вместо того, чтобы препятствовать спаду, будут усугублять инфляционный “перегрев”, или наоборот, усиливать спад вместо “охлаждения” инфляции.

Согласно кейнсианской теории, для поддержания занятости и экономического роста необходим хронический дефицит государственного бюджета. Он вызывает некоторый уровень инфляции и рост государственного долга. Все это является платой за обеспечение занятости и экономический рост. Один из представителей кейнсианского направления, английский экономист А.Филлипс, изучая зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции, сделал вывод о том, что она носит обратный характер, и выразил ее с помощью кривой, которая получила его имя (кривая Филлипса).

В реальной практике развитых капиталистических стран действительно имеет место хроническая инфляция и рост государственного долга. Так, долг правительства США увеличился с 256,9 млрд. долл. в 1950 г. до 2600,8 млрд. долл. в 1988г., и сегодня превышает 3 триллиона долларов, то есть составляет порядка 11000 долл. на каждого жителя этой страны.[9, т.1,с.367-370] .

Однако главные оппоненты кейнсианцев - монетаристы подвергают сомнению наличие обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы, ссылаясь на те факты, когда эти параметры росли и падали параллельно. Они отрицают возможность сокращения безработицы и повышения темпов роста экономики при помощи финансовой политики государства, считая, что в экономике имеют место “естественный” уровень занятости и “естественный” рост, которые государство не в состоянии увеличить, а может лишь уменьшить благодаря своей непродуманной финансовой политике.

Монетаристы в своих рассуждениях исходят из следующей основной формулы:

; где: М – спрос на деньги, Т – число сделок, р – средняя цена одной сделки, v – средняя скорость обращения сделок (число сделок, обслуживаемое денежной единицей).

Они считают, что параметр Т, выражающий объем реального валового национального продукта, растет естественным темпом в 2-5 % в год. Скорость обращения денег стабильна. Поэтому для обеспечения стабильности цен, отсутствия инфляции в экономике необходимо поддерживать стабильность денежной массы в обращении. Отсюда монетаристы делают вывод о том, что главная задача финансовой политики государства - обеспечение стабильности денежной массы в обращении (ее рост на 2-5% в год). А одним из условий этого является бездефицитность государственного бюджета, или, по крайней мере, сведение дефицита бюджета к минимуму.

Оппоненты монетаристов возражают на это ссылками на тот факт, что скорость обращения денег в действительности не обладает стабильностью. Противниками монетаристов приводятся и такие аргументы:

  1. Рост цен возможен и при стабильной денежной массе – за счет, например, уменьшения объемов продаж, расширения коммерческого кредита, увеличения скорости обращения денег.

  2. Невозможно точно определить, сколько денег находится в обращении.

  3. Невозможно обеспечить требуемое количество денег в обращении ввиду того, что на него влияет множество не полностью контролируемых государством факторов: банковская активность, валютный обмен, спрос на деньги и др.

Представители теории экономики предложения главную задачу финансовой политики государства видят в стимулировании совокупного предложения. Основным средством этого, по их мнению, является налоговая система. Для оценки уровня налогов ими используется показатель средней (эффективной) налоговой ставки, равной отношению суммы налогов к полному доходу (то есть доходу без вычетов налогов). Один из теоретиков указанного направления А.Лаффер сделал вывод, что с повышением средней налоговой ставки происходит вначале рост суммы налогов, а затем ее снижение. Это является следствием того, что, начиная с некоторого уровня, рост налоговой ставки вызывает все большее сокращение объемов производства, а при налоговой ставке в 100 % производство вообще прекратится. А.Лаффер выразил зависимость между средней налоговой ставкой и суммой налоговых сборов с помощью кривой, которая получила его имя (кривая Лаффера). Она изображена на рис. 2. Оптимальной налоговой ставкой, по мнению сторонников теории экономики предложения, является та, при которой достигаются наибольший объем производства и максимальная сумма налоговых сборов. Она находится в интервале 30-40 % полного дохода (на графике обозначена точкой Е). При меньшей ставке будут недостаточными доходы государства, а при большей – занижен уровень производства. Кроме того, сторонники теории экономики предложения считают, что необходимо сокращать финансирование государственных расходов за счет роста государственного долга, чтобы не было оттока инвестиций из производственной сферы. Это предполагает политику сбалансированного бюджета и сокращение государственных расходов. В социалистической экономике финансовая политика рассматривается как одно из средств планомерной организации народного хозяйства. Она строится на финансовом планировании. Финансовые планы составляются на каждом предприятии, в каждой организации, учреждении. Они согласуются между собой и объединяются в единый финансовый план, утверждаемый государством. Основная задача финансового планирования – обеспечение бесперебойности, пропорциональности и эффективности общественного воспроизводства и достижение плановых целей в намеченные сроки. Для социалистической экономики характерна бездефицитность государственного бюджета. Даже в годы Великой Отечественной войны, начиная с 1943 г., государственный бюджет СССР сводился без дефицита. Превышение расходов бюджета над его доходами в нашей стране появилось и стало хроническим с конца 1960-х гг., то есть с момента создания затратного хозяйственного механизма, о котором говорилось выше.