2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
Первыми представителями классической экономической школы были Уильям Петти в Англии и Пьер Буагильбер во Франции.
Уильям Петти(1623-1687) – основоположник классической политэкономии вообще и, прежде всего в Англии. У. Петти родился в семье мелкого ремесленника в г. Ромси. Обучаясь в городской школе, отличался природными способностями, с легкостью постигал изучаемые дисциплины, особенно латынь. Трудовую деятельность начал рано, с 14 лет ушел из родительского дома, нанявшись корабельным юнгой. По воле случая оказался во Франции, где благодаря знанию латыни был принят в Каннский колледж, и здесь изучал греческий, французский языки, математику, астрономию. В 1640 г. У. Петти вернулся в Лондон, а затем, в возрасте 20 лет продолжил образование в области медицины, обучаясь в Амстердаме, Париже и потом в Оксфорде. В 1650 г. в 27 лет получил степень доктора физики медицины. Затем был назначен на должность врача при главнокомандующем английской армией в Ирландии. Здесь, проявив предприимчивость при выполнении правительственного подряда по составлению политической карты Ирландии, смог заработать значительную сумму денег (более 9 тыс. ф.ст.) и приобрести крупные земельные владения. В 1661 г. в 38 лет У. Петти был возведен в рыцарское звание и был избран в английский парламент, где выдвинул идеи реформирования налоговой системы, организации статистической службы, проекты улучшения торговли.
Наиболее важными его работами являются: «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифметика» (1676), «Разное о деньгах» (1682), в которых ясно прослеживается неприятие протекционистских идей меркантилистов.
Предмет и метод. Предметом изучения У. Петти являетсясфера производства. Методологической особенностью было обращение к понятию «естественных»законовэкономики.
Основные теоретические положения. В отличие от меркантилистовбогатство, по мнению У. Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли, дома, корабли, все товары. Таким образом, богатство создается всфере материального производства, (а не в обращении). Петти отрицает участие торговли и торгового каптала в создании богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов, которые лишь заняты распределением продукции, созданной в промышленности и сельском хозяйстве.
У. Петти называет два основных фактора производства: труд и земля. «…Нам следовало бы говорить, - писал он, - что стоимость корабля и сюртука равна стоимости такого-то и такого-то количества земли, такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба – и корабль и сюртук – произведены землей и человеческим трудом». Эта же мысль сформулирована в другом его высказывании: «Труд есть отец…богатства, а земля – его мать».
ДеньгиУ. Петти не считал богатством страны и писал, что надо не накапливать их, а пускать в оборот. Указывал, что законы, запрещающие вывоз денег из страны, противоречат законам природы и, таким образом, неосуществимы. У. Петти проявил себя каксторонник количественнойтеории денег. Он ввел понятие денежной массы, необходимой для обращения в стране, т.е. для торгового оборота. Говорил, что избыток денег ведет к росту цен, а недостаток – к сокращению объемов производимых работ и низкому уровню налоговых платежей. Выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в нем источник роста цен. В качестве главной функции денег он называл средство обращения.
Цена и стоимость. Отрицание меркантилистских идей отразилось в творчестве У. Петти не только в связи с трактовкой богатства и путей его приумножения. Петти выяснял внутренние зависимости и сущность экономических явлений. Это проявилось, прежде всего, в егоучении о стоимости. У. Петти – первый автортрудовой теории стоимости, которая стала одной изосновополагающих идей классической политэкономии. Петти различалвнутреннюю стоимостьтовара ирыночнуюцену, которые называл соответственно «естественной ценой» и «политической ценой». Рыночные цены колеблются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Рыночная цена выражается определенным количеством серебра. Внутреннюю основу рыночной цены составляет «естественная цена», то есть стоимость. У. Петти дает своеобразное определение стоимости. Стоимость он определялзатраченным трудом, а именно, трудом, затраченнымна добычу серебра как денежного материала. Так, естественной ценой (стоимостью) хлеба он считал количество серебра, на которое затраченотакое же количество труда, как и на производство хлеба. По Петти,трудявляетсяисточникоместественной цены (стоимости), а еевеличинаопределяетсязатратой рабочего времени. Если производительность добычи серебра повысится вдвое, то вдвое понизится стоимость серебра, и вдвое повысится цена хлеба в серебре. На основе этих рассуждений был преодолен меркантилистский взгляд о том, что источником стоимости и прибыли является сфера обращения.
Доходы. Опираясь на теорию трудовой стоимости, У. Петти дает трактовку заработной платы, ренты, процента – основных видов дохода.
Заработная платаопределяется какестественнаяцена труда, в основе которой лежитстоимость минимума средств существованиярабочего. Петти был сторонником низкой заработной платы, считая, что только в этом случае работник будет трудиться с достаточным напряжением сил. Такое же понимание заработной платы как цены труда, определяемой минимумом средств существования рабочего и его семьи, содержится в учении Т. Мальтуса и Д. Рикардо.
Земельная рента(Петти опирался на примеры из сельского хозяйства; рента являлась наиболее типичным для того времени видомприбыли) представляет собой прибавочный продукт, оставшийся после вычета из общего продукта издержек (на заработную плату и семена). Таким образом, рента (прибыль) как часть общего продукта, имеет трудовую природу, в отличие от взглядов меркантилистов, которые источником прибыли считали торговлю.Рента в денежном выражении– это количество серебра, равное этому прибавочному продукту. Впервые он дал определение дифференциальной ренты, указал на зависимость ее величины от плодородия и местоположения земельных участков.
Процент Петти называет денежной рентой, доходом, производным от земельной ренты. Он пишет, что процент должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги». Уровень процента он определил как отношение ренты к цене земли.
Цена землине укладывалась в схему, по которой в основе цены лежит стоимость. Земля не может иметь стоимости, так как она не является продуктом труда. Ее покупают, чтобы иметь стабильный доход для содержания семьи. Поэтому цену земли Петти определяет как сумму рент за период совместной жизни трех поколений, равный 21 году.
Следует отметить также, что У. Петти создал экономическую статистику(«политическую арифметику») и предложил методисчисления национального доходаи один из первых перенес в экономическую теориюматематику.
В отличие от меркантилистов, У. Петти исходил из различия сущности и явления. Он не ограничивался описанием экономических явлений, связей между ними, а пытался объяснить их, выявить сущность происходящих процессов. Проложил путь от внешних к внутренним связям, понимаемым как закон существования явлений. Тем самым он перешел на путьнаучного анализаэкономической жизни.Начиная с У. Петти, экономисты исследуют внутренние зависимости, законы экономических явлений, следовательно, политическая экономия действительно становитсянаукой. Научные положения У. Петти получили развитие в трудах виднейших английских представителей классической политэкономии – А. Смита и Д. Рикардо, Т. Мальтуса.
Франция по уровню экономического развития во второй половине XVII в. отставала от Англии. В стране господствовал феодальный строй. Капиталистический уклад развивался медленно. Крестьяне, составлявшие основную массу населения, были лично свободными, но не имели достаточных средств для организации собственного производства, вели в основном натуральное хозяйство. Они выполняли многочисленные феодальные повинности, платили государственные и церковные налоги. Кроме того, правительство проводило политику низких цен на хлеб, что снижало доходность крестьянского хозяйства. Его вывоз за границу запрещался. Все это ограничивало возможности для развития торговли и предпринимательства. Бесконечные войны и расходы на содержание королевского двора истощали государственные финансы и требовали новых налогов.
Особенности развития Франции этого периода нашли отражение во взглядах Пьера Буагильбера(1646-1714) – основоположника классической экономической науки во Франции, противника меркантилизма и одного из первых экономистов-либералов. П. Буагильбер не был профессиональным экономистом. Сын норманнского дворянина, юриста, Буагильбер получил юридическое образование, и многие годы являлся генеральным начальником судебного округа Руана. Высокое общественное положение побудило его разобраться в экономических причинах низкого уровня жизни крестьянства в провинциях Франции на рубеже XVII-XVIII вв. В развитии аграрного сектора он видел ключ к становлению во Франции прогрессивного буржуазного хозяйства, что дает право считать егопредшественником физиократов. Ему принадлежат работы «Подробное описание Франции» (1695-1696), «Обвинение Франции» и «Трактат о природе богатства» (1707) и другие. В них П. Буагильбер дает характеристику кризиса экономики Франции в целом и сельского хозяйства в особенности и выступает срезкой критикой правительства. Главной причиной слабого развития страны он считал ошибочную экономическую политику Кольбера и многократно обращался к правительству с обоснованием необходимости проведения реформ. Тем не менее, поддержки своих идей со стороны министров он не получил – правительство Франции продолжало придерживаться политикипротекционизма.
Основные теоретические положения. П. Буагильбер пришел к выводу, что богатство страны заключается не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей (потребительных стоимостей).
Источникомбогатства П. Буагильбер считал не обмен, асферупроизводства, а именносельскохозяйственного производства, в котором видел основу экономического роста Франции. В связи с этим выступалпротив политики промышленного протекционизмаЖ.Б. Кольбера, которая из-заналоговна крестьянское население и установлениянизких ценна сельскохозяйственную продукцию вела к разорению аграрного сектора. Соответственно, он выступалпротив меркантилизмав целом.
П. Буагильбер, независимо от У. Петти, дал обоснование трудовой теории стоимости. Он различал «рыночную цену» и «истинную стоимость». Рыночные цены случайны, а величина «истинной стоимости» определяласьзатратами труда, которые могут быть измерены рабочим временем, приходящимся на одну единицу товара.
Условием нормального экономического развития страны он считал пропорциональное распределение труда между отраслямии беспрепятственный обмен результатами их труда. Это может быть достигнутопри свободной конкуренциимежду производителями. Рабочее время, приходящееся на одну единицу товара при таком пропорциональном распределении труда, и составляет его «истинную стоимость».
Стоимость проявляется, по его мнению, в пропорциях между обмениваемыми товарами, содержащими равные затраты труда. «Истинная стоимость» – основа пропорционального обмена.
П. Буагильбер выдвинул концепцию рыночного равновесия, которое автоматически устанавливается на основенормальных цен, обеспечивающихвозмещение издержек и чистый доход. Условием формирования такой системы цен являетсясвободная конкуренция, отмена государственного контроля над ценами. Считается, что именно в этот период возникает терминlaissez faire, который означает свободное развитие без вмешательства государства - «пусть все идет само собой».
Деньги. В противовес меркантилистам П. Буагильберуказывал, что деньги – не богатство, атолько средство обращения. Он писал: «Совершенно очевидно, что сами по себе они не являются благом, и их количество не увеличивает изобилия страны, лишь бы их количество было достаточно для поддержания цен, сложившихся на средства существования». Одним из первых считал, что металлические деньги - золото и серебро - с успехом могут быть заменены бумажными деньгами.
У. Петти и П. Буагильбер почти одновременно выступили как первые представители классической школы. Но особенности развития Англии и Франции, связанные с политикой меркантилизма, повлияли на различия в их теоретических концепциях. В Англии меркантилистская политика значительно ускорила накопление капитала и развитие экономики. Капитализм развивался как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Во Франции политика промышленного протекционизма привела к росту мануфактурного производства в отдельных отраслях, но одновременно ухудшилось положение сельского хозяйства, что привело к обнищанию значительной части населения. Поэтому У. Петти отдавал приоритет промышленности и был идеологом промышленной буржуазии. П. Буагильбер выступал в защиту сельского хозяйства и выражал интересы мелкой буржуазии. У. Петти расстался с меркантилистскими взглядами, но не вел активной борьбы с ними. П. Буагильбер относился к меркантилизму резко отрицательно и считал борьбу против него своей важнейшей задачей.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель