Зона свободной торговли в еэс
Зона свободной торговлипредставляет собой тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют торговые пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам . В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим государственным секретариатом, расположенным в одном из стран-членов, , но, как правило, существуют отдельные ведомства, руководители которых координируют свои действия на общих совещаниях. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы. В начале 90-х. годов страны Центральной Европы (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия) активно включились в широко идущие на европейский континент процессы либерализации внешней торговли, используя для этого, в частности, создание зоны свободной торговли. В основе проявленной инициативы странами Центральной Европы по созданию зоны свободной торговли лежит стремление к включению в экономическую и политическую систему Европейского Союза в целях решения целого комплекса взаимосвязанных проблем.
В декабре 1992 года эти четыре страны подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕИ), к которому с января 1996 года присоединилась Словения. Соглашение предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет со дня их принятия путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.
В отношении сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный характер. Такое положение обусловлено большими различиями в уровне и объемах сельскохозяйственного производства в странах Центральной Европы.
Центральноевропейское соглашение предусматривает создание зоны свободной торговли за четыре года. Ускоренный темп снятия тарифных и нетарифных барьеров в рамках CEFTA направлен на постепенную адаптацию национальных производителей в странах «четверки» к растущей конкуренции на внутреннем рынке с товарами примерно равного качества и технического уровня.
Положительным итогом выполнения соглашения о свободной торговле является стабильный и предсказуемый характер, который приобрела торговая политика стран центрально-европейского региона. Запрет одностороннего повышения таможенных пошлин, закрепленный соглашением, гарантирует национальным производителям и иностранным инвесторам, использующим импортное сырье, материалы и комплектующие изделия, стабильные условия деятельности на национальных рынках центральноевропейских стран.
За время действия соглашения о свободной торговле стороны в умеренной степени пользовались дополнительными средствами защиты внутреннего рынка на основании оговорок, допускающих временный отход от согласованного графика либерализации.
В настоящее время развития экспорта стран Центральной Европы сдерживается не только внешними барьерами, сколько внутренними трудностями, которые являются результатом перестройки их экономики: проблема развития экспорта, повышения конкурентоспособности промышленных товаров, изменения структуры экономики. Полное использование возможностей, предоставленных соглашением, тормозится. Соглашение создало лишь благоприятные торгово-экономические условия для развития экспорта стран Центральной Европы, однако только либерализация внешнеэкономической сферы оказались недостаточной для решения внутренними трудностями, значение которых в последнее время возросло.
Среди зон свободной торговли обращают на себя внимание Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Ассоциаия стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).