Возникновение маржинализма. Австрийская и лозанская школы
Вопросы для обсуждения
1. Предмет и метод исследования маржиналистов.
2. Теория предельной полезности Австрийской школы.
3. Теория производительных благ и ссудного процента Е.Бем-Баверка и Ф. Визера.
4. Экономические теории Лозанской школы.
Методические указания
Данная тема изучает особенную школу в истории экономической мысли - маржинализм, которая внесла в арсенал мировой экономической науки концепцию предельных величин. Это первая субъективная теория экономического поведения потребителей и производителей.
Первый вопрос. Определите особенности предмета и метода исследования австрийской школы, исторические предпосылки и идейные источники маржинализма.
Второй вопрос. Карл Менгер первым предложил теорию предельной полезности, но наиболее полный и развернутый вариант предложил Евгений фон Бем-Баверк. Обратите внимание на его теории субъективных и объективных ценностей. Изложите основные положения теории предельной полезности австрийской школы.
Третий вопрос. Изложите основные положения теории производительных благ. Рассмотрите, каким образом маржиналисты трактуют издержки производства. Обратите внимание на теорию распределения, предложенную австрийцами, так называемую теорию вменения. Изучите теорию процента Бем-Баверка. Подумайте, почему эту теорию можно назвать субъективно-психологической. В заключение определите место маржинализма в истории экономической мысли, ее достоинства и недостатки.
Четвертый вопрос. Лозанская школа дает математическую интерпретацию теории предельной полезности и теории предельной производительности. Рассмотрите модель общего экономического равновесия Леона Вальраса и теорию оптимума Вильфредо Парето. Оцените вклад школы в развитие математических методов анализа экономики.
- Темы практических занятий
- Экономическая мысль в эпоху докапиталистических способов производства
- Рекомендуемая литература
- 2. Меркантилизм
- Рекомендуемая литература
- 3. Физиократизм
- Рекомендуемая литература
- Возникновение классической политэкономии
- Рекомендуемая литература
- Давид Рикардо и развитие классической политической экономии
- Рекомендуемая литература
- Завершение классической политэкономии. Сторонники и критики
- Рекомендуемая литература
- Возникновение и развитие мелкобуржуазной политэкономии и утопического социализма
- Рекомендуемая литература
- Экономическое учение марксизма
- Рекомендуемая литература
- 9. Экономические платформы партий и общественных движений России начала XX века
- Рекомендуемая литература
- 10. Экономические концепции ведущих отечественных экономистов 1920-1930-х гг.
- Рекомендуемая литература
- Возникновение маржинализма. Австрийская и лозанская школы
- Рекомендуемая литература
- Англо-американская школа
- Рекомендуемая литература
- Экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса
- Рекомендуемая литература
- 14. Институциональное направление экономической мысли
- Рекомендуемая литература
- 15. Эволюция неоклассической школы и неолиберализм
- Рекомендуемая литература
- 4.3. Тесты
- 4. Что не соответствует взглядам ф. Аквинского на частную собственность:
- 5. Что не характерно для общества, рассматриваемого в «Утопии» Томаса Мора:
- 3. С т. Зр. Ибн-Хальдуна, неестественный способ приобретения богатства – это:
- 20. Какое утверждение неверно? ф. Хайек, как представитель либерализма:
- 5. Что не характерно для общества, основанного на идеях утопического социализма:
- 6. Для раннего меркантилизма характерно все перечисленное, кроме:
- 7. Что не характерно для экономической политики ж.Б. Кольбера во Франции в 17в.:
- 8. Какое утверждение неверно:
- 9. Что не соответствует концепции «естественного порядка», разработанной ф. Кенэ:
- 10. Физиократы:
- 4. «Справедливость» с точки зрения ф. Аквинского - это все перечисленное, кроме:
- 5. Что не характерно для общества в «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы:
- 17. Что не относится к экономическим идеям а. Маршалла:
- Тематика рефератов
- 355029, Г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2