3.3. Основные направления повышения международной конкурентоспособности экономики россии
Кардинальное решение проблемы конкурентоспособности неразрывно связано с судьбой российской экономики, ее вероятными достижениями на путях к рыночному типу хозяйствования и более глубокой интеграции в систему мирового хозяйства. Несмотря на все усилия правительства Российской Федерации в последние годы по реформе экономики механизмы здоровой конкуренции до настоящего времени так и не заработали.
На их пути по-прежнему стоит монополизм — застарелая болезнь нашего народного хозяйства. Для успеха экономической реформы в стране ей необходимо придать четкую антимонопольную направленность. И здесь не удастся ограничиться лишь системой специальных мероприятий, направленных против монополизма: созданием государственного органа, проводящего и координирующего всю деятельность в этой области, принятием антимонопольного законодательства, формирующего правовую основу антимонопольной политики.
Сейчас становится особенно очевидным тот факт, что без подрыва диктата производителя, предприятия-монополиста в той или иной отрасли промышленности, без создания предпосылок для развертывания конкуренции реформа не может двигаться вперед. Функционирующая экономическая структура, исключающая возможность конкуренции, препятствует созданию экономического механизма управления научно-техническим прогрессом и реализации задачи коренной реконструкции народного хозяйства и осуществления структурной перестройки экономики в соответствии с современными требованиями.
Вместе с тем, нельзя не отметить еще одно очень важное обстоятельство: в последние годы Россия устойчиво теряет международную конкурентоспособность прежде всего в связи с экономическим кризисом, а также по другим причинам, носящим больше политический характер. В результате не только значительно сократились экспортные возможности, прежде всего, обрабатывающей промышленности, но и снизилась конкурентоспособность российских товаропроизводителей на внутреннем рынке, что делает их уязвимыми для иностранных конкурентов и сильно затрудняет переход России к открытой экономике.
В условиях экономического кризиса и обостренной социальной ситуации в стране возможности решения проблемы конкурентоспособности носят довольно ограниченный характер. Но эти возможности следует использовать в полной мере. Прежде всего, речь идет о стимулировании (поддержании) экспорта тех производителей, товары которых обладают реальной или потенциальной конкурентоспособностью на мировом рынке.
Вероятные в перспективе варианты вхождения России в мирохозяйственные связи будут обусловливаться двумя глобальными, объективными и взаимозависимыми процессами: интенсификацией и интернационализацией производства. В обозримой перспективе оба эти процесса будут стимулировать экономический рост и международное разделение труда, мировую торговлю товарами и услугами, а также служить импульсом к движению стран и активизации усилий правительств по координации внешнеэкономической политики и внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Интеграция России в мировое хозяйство — одно из важнейших направлений структурной перестройки российской экономики. При этом комплекс стратегических целей и задач, связанных с обретением Россией международной конкурентоспособности, включает прежде всего:
1) целенаправленное содействие государства структурной перестройке экономики;
2) изменение характера присутствия России в мировой экономике как по линии товарной специализации, так и в отношении договорно-правовых и политических условий;
3) обеспечение экономической безопасности страны. Достижение этих целей предполагает:
— формирование новой структуры экспорта, обусловленной намечаемыми структурными сдвигами в экономике страны (значительное повышение в нем удельного веса и объема товаров с высокой степенью переработки, особенно изделий машиностроения, а также услуг);
— выявление и целенаправленное использование наиболее перспективных для российского экспорта товарно-страновых ниш на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха на них, а также всемерное развитие научно-технического сотрудничества, производственной кооперации, инжиниринга, лизинга и других перспективных форм связей с зарубежными партнерами;
— обеспечение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие любых дискриминационных ограничений на торговлю с Россией;
— обеспечение доступа российских предприятий на мировые рынки машин и оборудования, технологий и информации, капитала, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям в качестве экспортеров и импортеров. При этом особую роль призвана сыграть политическая, финансовая, организационная поддержка государством продвижения российских товаров и услуг на рынки с высокой степенью монополизации или защищенные протекционистскими мерами ^рубежных государств и их союзников;
— поддержку со стороны государства импорта товаров, имеющих важное экономическое и социальное значение;
— урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с должниками России;
— формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов России посредством развертывания валютного, экспортного, таможенного и других форм контроля ВЭД.
Стержневым стимулом внешнеэкономической политики должны служить интересы реализации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ российской экономики. К ним, в частности, относятся:
— высококвалифицированная дешевая рабочая сила;
— низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относительно развитой инфраструктуре для их проведения и наличии серьезных технологических заделов и разработок по ряду направлений;
— долговременное присутствие российской машинотехнической продукции на рынках главным образом развивающихся государств Азии, Африки, Латинской Америки, обеспечивающее определенные рычаги контроля за этими экспортными нишами;
— значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности, позволяющие снизить капиталоемкость технологической модернизации отрасли вообще и конкретных проектов в частности;
— наличие в ряде секторов промышленности уникальных передовых технологий, опирающихся на достижения российской фундаментальной и прикладной наук, и не уступающих по многим параметрам мировым аналогам.
К сожалению, реализация этих преимуществ на практике осложняется целым рядом конкурентных слабостей нашей экономики. Главное, пожалуй, заключается в том, что у нас практически отсутствуют финансовая, организационная и информационная инфраструктура поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализация структуры импорта.
Произошедшие изменения в геополитической конфигурации современного мира спровоцировали резкую переориентацию российских внешнеэкономических связей на индустриально развитые страны, прежде всего Европы. Сдвиги в географии российской торговли привели к усилению сырьевой направленности российского экспорта и потере традиционных рынков сбыта промышленной продукции.
Жесткий протекционизм ряда зарубежных стран, поддерживающий монополию транснациональных корпораций, перекрывает все входы на большинство рынков, где Россия могла бы использовать конкурентные преимущества. Наиболее яркий пример — рынок космических технологий и услуг.
Следует учитывать и то, что основная масса конкурентных технологий сосредоточена в ВПК, где они использовались, как правило, для производства мелких серий и единичных изделий при слабом контроле за материальными затратами.
Неизбирательный и быстро деградирующий в связи со свертыванием госзаказов на наукоемкую продукцию внутренний спрос создает весьма слабые стимулы к подтягиванию технического уровня выпускаемых изделий к стандартам мирового рынка. Внутренний же рынок не в состоянии обеспечить конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующей их продвижению на мировой рынок. Соответственно и импортозамещение вряд ли может генерировать серьезные стимулы к повышению эффективности производства и рациональному использованию конкурентных преимуществ.
В рамках существующих ограничителей возможны различные варианты вхождения России в мирохозяйственные связи с точки зрения использования конкурентных преимуществ, имеющегося потенциала и обретение благоприятных позиций на мировых рынках.
Вариант первый — стабилизация и в перспективе расширение традиционного экспорта топливно-сырьевых товаров, а также экспорта машинотехнической продукции и продукции глубокой степени переработки в сочетании с усилиями по закреплению позиций на уже «обжитых» рыночных нишах и мерами, противодействующими вытеснению российской промышленной продукции с традиционных рынков сбыта. Последнее обстоятельство является исключительно важным как с точки зрения поддержания внутреннего производства и занятости, так и с точки зрения диверсификации структуры экспорта и экономии невозобновляемых сырьевых ресурсов, обеспечивающих основную массу валютных доходов от внешней торговли. К традиционным товарам российского машинотехнического экспорта относятся: легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожно-строительное оборудование, оборудование для геологоразведки, механические станки и кузнечно-прессовое оборудование и т. д. За редким исключением, экспорт этих товаров привязан к ограниченному числу рынков, главным образом в развивающихся странах, и возможности расширения его географии весьма незначительны.
В условиях относительно узких рынков сбыта для разрозненной российской машинотехнической продукции основным средством стабилизации ее экспорта в ближайшей перспективе, очевидно, будет оставаться диверсифицированный вывоз машин, оборудования и технологий, конструкций, материалов совместно с услугами, лицензиями и «ноу-хау» в составе комплектных поставок для объектов технического содействия. Помимо продвижения машин и технологий на экспортные рынки, участие в проектах технического содействия позволит выправить структуру нашего импорта и смягчить по ряду товарных позиций его несбалансированность.
Приоритетными направлениями инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами являются: энергетика, в том числе атомная, металлургия, нефтедобыча, объекты транспортировки нефти и газа, горнодобывающая промышленность, реконструкция, расширение и модернизация построенных за рубежом предприятий, дноуглубительные работы. Инвестиции в эти проекты по сути дела представляют инвестиции в экспортный потенциал, обеспечивая рыночные ниши для российских технологий и машин, по меньшей мере, на срок жизни того или иного объекта. Через механизм воспроизводственных связей импульсы инвестиционного спроса будут распространяться на широкий круг предприятий, поставщиков, способствуя поддержанию тонуса экономической активности.
Для укрепления позиций на рынке инвестиционных услуг многое могут сделать смешанные общества, консорциумы и ассоциации, позволяющие в нынешних финансовых условиях привлекать банковский капитал западных партнеров. В этой связи огромное значение имеет конверсия принадлежащих России долговых обязательств развивающихся стран в реальные активы построенных при ее участии предприятий, в первую очередь тех из них, которые обладают значительным экспортным потенциалом. Эта собственность как раз и стала бы капиталом России при реализации совместных проектов.
Вариант второй — реализация конкурентных преимуществ, связанных с формированием новой структуры экспорта. Стратегическая цель данного сценария развития внешнеэкономических связей России в долгосрочной перспективе заключается в превращении преимущественно сырьевого экспорта в индустриальный, что отвечает современным тенденциям и направлениям развития мировой торговли. Основой практической реализации данного варианта могут стать конкурентные преимущества, воплощенные в уникальных высоких технологиях.
В структуре российской промышленности и сферы услуг имеется ряд секторов, которые, располагая уникальными высокими технологиями, способны выполнить роль экспортного тарана. Это, прежде всего, авиакосмическая, лазерная, атомная промышленность, судостроение (развитие коммерческого флота на основе освоения достижений военного кораблестроения), космические услуги (в том числе по выводу объектов на околоземную орбиту, информационному обслуживанию, картографической и геодезической съемке, проведению исследований я космосе), услуги по разработке программного обеспечения, проведению геологических изысканий. Активное освоение экспортного потенциала этих и других наукоемких отраслей народного хозяйства позволит им значительно упрочить свое положение в условиях обвального сокращения внутреннего спроса на их продукцию.
В наибольшей степени уникальные технологии воплощены в продукции оборонного комплекса России. Об этом свидетельствуют результаты участия в последние годы наших производителей военной продукции на международных выставках вооружений, подтвердивших высокую конкурентоспособность российского оружия на мировом рынке. Конкурентные преимущества России в данной области позволяют определить направления использования экспортного потенциала оборонного комплекса на долгосрочную перспективу. Речь идет о наращивании усилий по конверсии оборонных предприятий и выходе на мировой рынок с наукоемкой гражданской продукцией и продукцией «двойного применения»; причем эти действия должны дополняться мерами, обеспечивающими не только сохранение, но и усиление позиций России как одного из основных мировых экспортеров вооружения и военной техники. Перспективы включения указанных секторов российской экономики в мировое разделение труда зависят, однако, от решения двух исключительно сложных задач.
Во-первых, ключевую роль играет адаптация воплощенных в их продукции технологий к требованиям, предъявляемым мировым рынком к эффективности производства. Учитывая характерные для ВПК высокие материалоемкость и энергоемкость производства, реализация российских технологий (при пересчете на мировые цены) может оказаться экономически неэффективной, не дотягивая до порогового уровня рентабельности, а значит, конкурентоспособности.
Во-вторых, реальные и потенциальные российские конкурентные преимущества сосредоточены, как правило, в тех секторах и на тех рынках (вооружение, энергоносители, космическая и авиатехника, космические услуги и т.д.), функционирование которых непосредственно входит в сферу геополитических интересов ведущих западных стран и где поэтому особенно сильно противодействие западных конкурентов, опирающихся на всю мощь государственной поддержки. Выход на эти рынки, а следовательно, и реализация конкурентных преимуществ невозможны без заключения межгосударственных соглашений с индустриально развитыми странами, регламентирующими условия обмена технологиями и капиталом, допустимый уровень протекционизма, технические стандарты, раздел зон влияния и т.д., а через это и российское присутствие на этих рынках. При согласовании сфер международного сотрудничества можно добиваться исключения и минимизации ущерба для интересов России.
Перечисленные выше варианты интеграции России в мирохозяйственные связи не должны рассматриваться изолированно друг от друга. Напротив, эффективное включение в мировое разделение труда предполагает одновременный прорыв на этих двух направлениях. При этом нельзя сбрасывать со счетов, что эволюция мирохозяйственных связей может в перспективе внести определенные коррективы в содержание этих процессов, а также могут появиться какие-то новые условия сценарного развития. И все же стратегическим приоритетом является использование конкурентных преимуществ высшего порядка, воплощенных в имеющихся уникальных технологиях и научных разработках.
3.4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зарубежная практика государственного содействия повышению конкурентоспособности национальных экспортеров
Область экономических проблем, охватываемых государственным регулированием, в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран за последние годы имеет тенденцию к расширению. К числу важнейших из них можно отнести такие, как стимулирование обновления производительных сил и технологии производства путем активизации развития научно-технических исследований и модернизации производственного аппарата, совершенствование отраслевой и региональной структур экономики, поощрение концентрации и специализации производства, стимулирование или, наоборот, сдерживание деловой активности путем воздействия на инвестиционный и потребительский спрос. При этом используется широкий арсенал мер воздействия на воспроизводственный цикл.
Сферой особого внимания государства является область развития экспортного потенциала и повышения конкурентоспособности национальных производств.
Основные государственные мероприятия, имеющие прямое отношение к формированию и развитию экспортного потенциала, концентрируются в основном в области содействия развитию национальной экономики путем регулирования спроса и предложения, а также защиты национального рынка от иностранной конкуренции и поддержки национальных компаний на внешних рынках, включая и меры по попущению их конкурентоспособности.
Вопрос о повышении конкурентоспособности промышленности решается главным образом в рамках таких основных направлений государственной экономической политики, как экспортная политика, промышленная и научно-техническая политика. Традиционно ведущая роль в укреплении национальных товаров на мировых рынках принадлежит экспортной политике. Главная ее задача — расширение внешнеторговой экспансии. В настоящее время в связи с обострением международной конкуренции в механизме государственного содействия развитию внешней торговли происходят глубокие изменения: оно становится более комплексным (помимо сферы реализации товаров распространяется на стадию их производства и послепродажной эксплуатации), усиливаются его избирательность и целенаправленность, значительно расширяется арсенал средств государственного вмешательства. Например, в области торговли изделиями машиностроения среди важнейших факторов конкурентоспособности наряду с техноэкономическими показателями изделий особое значение имеет система технического обслуживания в течение всего периода их эксплуатации. В организации такой системы нередко активную роль играет государство страны экспортера.
В системе государственного стимулирования экспорта важное место принадлежит стоимостным рычагам, воздействующим на уровень ценовой конкурентоспособности. Для поощрения экспорта широко используются такие инструменты как льготное кредитование, государственное страхование экспортных кредитов, предоставление экспортерам льготных налоговых режимов (освобождение от налога на добавленную стоимость или снижение его размера, а также других налогов и сборов), прямое субсидирование и др. В результате, почти половина мирового товарооборота испытывает воздействие тех или иных стоимостных методов государственного регулирования.
Характеризуя государственное стимулирование экспорта, следует сказать, что в современной зарубежной практике все чаще используются методы, способствующие получению информации об иностранных рынках, фирмах, формах и методах конкурентной борьбы, внешнеторговых ценах; методы, помогающие выбрать наиболее перспективные товары для вывоза, организовать международные выставки и т.д. Для этого под эгидой государства создаются специальные информационные, консультационные и организационно-распорядительные службы.
Повышение конкурентоспособности национальных компаний и товаров — это в настоящее время основная цель промышленной политики, причем не только в плане обеспечения развития экспорта, но и охраны внутреннего рынка от экспансии зарубежных конкурентов.
Хотя в последние годы в большинстве промышленно развитых стран основным лозунгом государственного регулирования стал лозунг сокращения прямого вмешательства государства в дела промышленности, он фактически не соблюдается в случае, когда речь идет о развитии передовых отраслей, о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), инновациях и т. д. Государство увеличивает прямое финансирование промышленных НИОКР из государственного бюджета (в том числе в рамках специальных кратко- и среднесрочных программ научных исследований), расширяет диапазон действия косвенных методов воздействия, в частности, через налоговую, тарифную и кредитную системы, поддерживает инициативы по созданию новых институционных структур, базирующихся на сотрудничестве государственных ведомств, бизнеса и университетов. Государство финансирует значительную часть расходов на НИОКР в своих странах, результаты которых легко доступны национальным экспортерам.
Помимо прямого государственного финансирования передовых отраслей и НИОКР в последние годы в промышленно развитых и новых индустриальных странах расширяются инициативы по созданию наиболее благоприятных условий для их развития. Среди таких инициатив необходимо выделить государственные заказы, льготное налогообложение, мероприятия по дерегулированию ценообразования, ограничению антитрестовского законодательства и предоставление других льгот и послаблений.
Наиболее распространенной формой участия государства в проведении НИОКР в настоящее время является система контрактов, выполняемых частными фирмами и организациями по правительственным заказам. Выполнение таких заказов параллельно с проведением значительного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в государственных организациях позволяет государственным ведомствам накапливать огромный массив научно-технической информации и технологий, практически легкодоступный широкому кругу частных фирм. В США, например, установилась практика, согласно которой результаты всех НИОКР, выполненных за государственный счет, должны быть предоставлены всем заинтересованным национальным фирмам.
Важным направлением научно-технической политики промышленно развитых стран стало поощрение перелива технологий из государственных и университетских лабораторий в промышленность, а также создание институциональных структур, обеспечивающих кооперацию в области НИОКР, с одной стороны, между научно-исследовательскими центрами и промышленными компаниями, а с другой — между отдельными компаниями. В США, например, одной из перспективных форм государственного содействия переливу технологий в промышленность являются кооперативные исследовательские центры. Наиболее значительны — как по числу участников и размерам финансирования, так и с точки зрения масштаба исследований — научные парки. Это научно-производственные комплексы, формирующиеся на базе долгосрочной целевой кооперации частных и государственных исследовательских учреждений, а также промышленных компаний.
Перечисленные направления деятельности государства, оказывающие влияние на уровень конкурентоспособности национальных производств и развитие экспорта, далеко не охватывают всего многообразия целевых мер, используемых в настоящее время основными промышленно развитыми и рядом развивающихся стран. Наиболее рельефно многообразие этой деятельности может быть проиллюстрировано на примере деятельности правительства Японии, осуществляемой через Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП).
Это министерство является главным организатором и координатором крупнейших мероприятий, направленных на развитие экспортного потенциала страны и отдельных отраслей экономики. Оно не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы.
К ним можно отнести: а) целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях; б) содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии; в) контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Таким образом, государство в лице МВТП фактически разрабатывает и контролирует программы развития приоритетных экспортных отраслей. Более того, оно активно участвует в определении перспективных направлений экспорта, особенно в области машиностроения. И в том, что в настоящее время Япония стала лидером во многих наукоемких областях мирового машиностроения, огромная заслуга принадлежит государству, которое еще на рубеже 70-х годов сосредоточило внимание и максимум своего содействия на развитии производства и экспорта в таких прогрессивных и перспективных областях, как электроника; электротехника, телеаппаратура; оборудование связи, информатика; полупроводниковая техника, ЭВМ и т.п.
Следует отметить, что подобные государственные программы разработаны и приняты на государственном уровне не только в Японии но и других ведущих промышленно развитых странах — США, ФРГ, Франции, Великобритании. Несмотря на ряд отличий в механизмах их осуществления, в главном они сходны: цель программы—обеспечение первенства в наукоемких отраслях, позволяющее доминировать на внешних рынках. Все эти программы носят комплексный характер и включают, как правило, выбор приоритетных направлений развития разработку мер по усилению торгового протекционизма в наиболее важных отраслях, целевое выявление инвестиционных средств, предоставление налоговых и иных льгот для осуществления программ, а также меры по контролю и координации работ по программам.
- Международный маркетинг
- Перцовский Наум Ильич, Спиридонов Иван Александрович, Карпова Светлана Васильевна
- Оглавление
- Глава 1.
- Контрольные вопросы к § 1.1
- 1.2. Основные способы выхода фирмы на внешний рынок и стратегии международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 1.2
- Глава 2. Современная среда международного маркетинга
- 2.1 Правовая, политическая и экономическая среда международного маркетинга
- 2.2. Социокультурная среда международного маркетинга
- Содержание и порядок проведения межкультурного анализа поведения потребителей
- 2.3. Информационно-технологическая среда международного маркетинга
- Раздел II Международная конкуренция как основной фактор возникновения и развития международного маркетинга.
- Детерминанты конкурентного преимущества страны
- Понятие конкурентоспособности (ксп)
- Основные свойства конкурентоспособности
- Изменения в условиях и факторах воздействия на конкурентоспособность в 80—90-е годы
- 3.2. Методические подходы
- К анализу конкурентоспособности
- Экономических объектов различного уровня
- (Отдельных отраслей, предприятий, товаров)
- 3.3. Основные направления повышения международной конкурентоспособности экономики россии
- О государственном содействии повышению конкурентоспособности российских экспортеров
- Глава 4 международная конкурентоспособность предприятий (фирм)
- 4.1. Стратегические цели и средства повышения международной конкурентоспособности
- Российских предприятий (фирм)
- 4.2. Формирование системы показателей по определению конкурентоспособности предприятий (фирм)
- 1. Условия корректной оценки конкурентоспособности предприятия
- 2. Аналитическая оценка состояния конкурентной среды предприятия
- 3. Уровень инновационной активности предприятия
- 4. Состояние элементов производственного потенциала предприятия
- 5. Показатели конкурентоспособности выпускаемых товаров
- 4.3. Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий
- Глава 5. Конкурентный товар — основа успешного внедрения продукции на мировой рынок
- 5.1. Параметры и основные этапы оценки конкурентоспособности товара
- 5.2. Методология оценки и основные методы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке
- Раздел III. Характеристика современной международной маркетинговой деятельности Глава 6. Международная маркетинговая информация и исследования
- 6.1. Система сбора международной маркетинговой информации
- Контрольные вопросы к § 6.1
- 6.2. Особенности проведения международных маркетинговых исследований
- I этап. Определение проблемы и формулирование цели международного маркетингового исследования
- IV этап. Представление и использование полученных результатов
- 6.3. Сегментирование целевых зарубежных рынков и позиционирование товаров
- Отбор целевых сегментов зарубежных рынков
- Глава 7. Международный комплекс маркетинга
- 7.1. Товарная политика предприятия на зарубежных рынках
- 7.2. Международная политика цен на товары и услуги
- 7.3. Методы распространения товаров и услуг на внешнем рынке
- 7.4. Продвижение товаров и услуг на зарубежные целевые рынки
- Международная реклама и пропаганда
- Пропаганда (publicity)
- Прямой маркетинг (direct marketing)
- Установление связей с общественностью (public relations)
- Литература