logo
Основы бизнеса_УП_2008

История бизнеса организации (описание отрасли)

Анализ истории будущего рынка сбыта – это один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана, и на такую работу нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, что неудача провалившихся со временем коммерческих проектов была связана именно со слабым изучением рынка, с переоценкой его емкости.

Из-за особой важности информации о рынке, ее определяющего внимания к другим разделам бизнес-плана целесообразно начинать разработку плана с этого раздела.

Типичный процесс исследования рынка предполагает четыре этапа:

Рыночная ниша – часть рынка, на который предполагается выйти, но более жестко определенная в смысле тех действий, которые необходимо совершить, чтобы на этот рынок выйти и закрепиться на нем. Определение рыночной ниши – это метод маркетинга, с помощью которого находится участок рынка для фирмы и впоследствии продвигается на него товар или услуга с учетом действия конкуренции и других сил.

Если вы начинающий бизнесмен, то определение своей ниши особенно важно для исправления даже не самых грубых ошибок. Вам нужно выбрать рынок достаточно большой, для того, чтобы привлечь клиентов и иметь средства для развития. Но в то же время он должен быть достаточно малым и специализированным, чтобы иметь хорошую защиту от конкурентов.

Раздел «история бизнеса организации» составляется в том случае, если предприятие существует и прошло определенный путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.

Раздел должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты, услуги были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме.

Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. Важно оценить отрасль или отрасли, в которых функционирует бизнес. В частности, бизнес-план оценивается потенциальными инвесторами по ряду критериев, одним из которых является отрасль, в которой компания конкурирует.

К примеру, быстрорастущий рынок может рассматриваться потенциальным инвестором как более благоприятный. Желательно включить обзор отрасли, в том числе тенденции развития и историю становления бизнеса.

Важной частью этого раздела является анализ конкуренции. Следует определить всех основных конкурентов с описанием их сильных и слабых сторон, особенно то, когда они могли бы способствовать потенциальному успеху нового дела. Следовало бы детализировать информацию об основных поставщиках и покупателях.

В этом разделе освещаются:

В рыночной экономике источниками информации о базисном периоде, тенденциях, сегментах, сильных и слабых сторонах конкурентов, поставщиках, соответствующем государственном регулировании могут быть публикации в печати, периодические деловые издания, аналитические исследования, подготовленные специализированными фирмами.

Данные этого раздела более открыты для независимой проверки, чем данные, относящиеся непосредственно к предприятию. Вот почему важно, чтобы управленческая система предприятия показала в этом разделе свое собственное видение и понимание отрасли. Это также одна из сфер, где управление часто теряет свою объективность, то, к чему очень восприимчивы и бдительны инвесторы.

В этом разделе приводятся результаты анализа характера отрасли (развивающаяся, стабильная, стагнирующая). Отражается информация о положении дел в отрасли: общая характеристика объемов и динамики производства и потребления продукции (в целом по стране, а также по регионам, в которых предполагается реализация продукции проекта), динамика импорта.

Можно привести прогноз развития отрасли. Такие документы часто «рождаются» в недрах отраслевых министерств, коммерческих ассоциаций. Прогнозы развития рынка и прогноз развития отрасли, что не одно и то же, готовят консультационные компании, когда проводят комплексные проекты.

Информацию можно получить в различных источниках: отраслевых изданиях, Интернете, ГТК (импорт, экспорт), ФСГС и т.д. Можно купить готовые отчеты, заказать исследование в консалтинговой фирме.

Но надо помнить, что некорректно сформулированный запрос может дать ответ, который не будет содержать информации, необходимой для принятия решения. Подключение сторонних субъектов для анализа положения дел в отрасли, выборе рынка и описания сути проекта также может повлечь неадекватность полученной информации.