logo
ОТВЕТЫ ЭКОНОМИКА

30.Монополия: сущность, виды. Факторы, противодействующие монополизации рынка.

Монополия– это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

Как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.

Виды:

Естественная монополия, которая создается в отраслях, ресурсы носят крайне ограниченный и невозобновляемый характер

Легальная, устанавливается государством на отдельные виды деятельности

Искусственная, возникает на основе концентрации производства и сговора крупных фирм. Оказывает отрицательные последствия в экономике.

Факторы, противодействующие монополизации рынка.

Налоговая система

Установление максимальной цены