32. Сущность денег, функции денег.
Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.Такая денежная оценка делает разнородные товары легко сопоставимыми при обмене. По мнению некоторых экономистов, в частности К. Маркса, не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представляют собой овеществлённый человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы по количеству затраченного труда, стоимость всех товаров измеряется одним и тем же специфическим товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоимости, то есть в деньги.
Обычно, деньгами становится товар с высокой ликвидностью, то есть тот товар, который легче всего обменять на другой товар. Помимо меры стоимости для других товаров, деньги являются средством обращения (посредником в процессе обмена). Кроме того, роль денег могут исполнять различные вещи, иные вещные права, обязательства и вещно-обязательственные комплексы.
В современных условиях в роли денег выступают не столько конкретные товары (например, золото или иные драгоценные металлы, из которых делаются инвестиционные монеты), сколько обязательства государства или центрального банка в форме банкнот. Самостоятельной стоимости такие деньги не имеют и являются эквивалентом лишь номинально. Государство обязывает граждан принимать банкноты и монеты в качестве законного средства платежа на данной территории.
Основные функции денег
Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Денежная единица является эталоном для товаров.
Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). Таким образом, деньги как средство обращения преодолеваютвременны́е и пространственные ограничения при обмене.
Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
Также иногда выделяют такие функции денег:
Средство формирования сокровищ. Сокровища отличаются от накоплений тем, что накопления являются формой аккумуляции средств для конкретной цели; при достижении необходимого размера или в нужное время они тратятся. Сокровища делают без конкретной цели. Основная причина их образования — невозможность (либо нежелание) эффективного использования всего объёма наличных денег. Функция мировых денег. Проявляется во взаимоотношениях между экономическими субъектами: государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах. До XX века роль мировых денег играли благородные металлы (в первую очередь золото в форме монет или слитков), иногда, драгоценные камни. В наши дни эту роль обычно выполняют некоторые национальные валюты — доллар США, фунт стерлингов, евро и иена, хотя экономические субъекты могут использовать в международных сделках иные валюты. В некоторых странах законы запрещают использовать для сделок внутри страны иностранную валюту, в других это не запрещено. Евро является примером объединения валютных систем ряда стран, которое позволило решить проблему межгосударственных платежей между этими странами путём перехода на единую валюту.
- 1.Предмет теории принципы экономики. Эволюция взглядов на предмет
- 2. Экономические категории и законы
- 4. Социально-экономические системы, критерии их классификации
- 5. Экономическое содержание собственности: объекты и субъекты собственности
- 6. Экономическая теория прав собственности.
- 7.Альтернативные теории стоимости.
- 8.Стоимость как экономическая категория. Формула стоимости товара
- 9. Производство и воспроизводство. Простое и расширенное произ-во
- 10. Производство и его факторы. Подходы к анализу факторов произ-ва
- 11,Эффективность использования факторов произ-ва. Закон убывающей производителельности.
- 12. Денежная система и ее эволюция
- 13, Структура и виды рынков. Функции рынка
- 14.Цена и ее функции. Виды цен
- 15. Закон спроса и предложения. Равновесная цена
- 16.Эластичночность спроса и предложения: понятие и виды
- 17. Концуренция. Сущность,виды и формы
- 18. Монополистическая конкуренция
- 19. Теории капитала. Сущность капитала
- 20,Кругоооборот и оборот капитала. Функуиональные формы капитала
- 21, Накопление капитала: сущность, цель, источники
- 22.Предпринимательство и бизнес: характерные черты, источники финансирования
- 23. Особенности предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
- 24. Аграрное производство: особенности организации в условиях рынка.
- 25. Рентные отношения.Виды ренты
- 26. Сущность издержек. Виды издержек и их классификация.
- 27.Теории макроэкономического равновесия.
- 29.Теория экономических циклов. Виды циклов. Причины циклического характера развития экономики.
- 31.Экономический смысл кривой производственных возможностей.
- 32. Сущность денег, функции денег.
- 33.Инфраструктура рынка: сущность, основные элементы.
- 34.Рыночная система и ее элементы.
- 35. Теория прибыли. Функциональные формы прибыли, факторы их максимизации.
- 36.Заработная плата: экономическая природа. Различные концепции заработной платы
- 37.Основной и оборотный капитал: структура, особенности
- 38.Конкуренция и ее экономическая роль.
- 39.Кредит: содержание, функции и формы. Принципы кредитования.
- 40.Предпринимательство как вид деятельности. Классические признаки предпринимателя.
- 42.Франчайзинг и венчурное предпринимательство: характеристика, роль в современной экономике.
- 43.Характерные черты социально – ориентированной рыночной экономики.
- 44.Экономический рост. Типы и факторы экономического роста.
- 45.Накопление капитала: сущность, основные направления использования.
- Товарное производство: характерные черты, условия возникновения.
- Ограниченность ресурсов. Границы производственных возможностей.
- Товар и его свойства.
- Промышленной цикл и его фазы.
- Безработица и её виды. Экономические и социальные издержки безработицы. Виды безработицы
- Агропромышленный комплекс: структура, принципы организации.
- Инфляция: сущность, причины возникновения, виды.
- Социально-экономические последствия инфляции.
- 61. Раскройте понятие «свобода» в условиях рыночной экономики.
- 62.Основное экономическое противоречие – характер влияния на экономику.
- 63.Редкость ресурсов – проблемы использования в современной экономике.
- 64.Справедливое распределение благ в условиях рыночной экономики: сущность, способы реализации.
- 65.Процесс глобализации – особенности влияния на развитие национальной экономики.
- 66.Свободная или совершенная конкуренция. Её достоинства и недостатки.
- 67. Методы анализа экономических явлений.
- 72.Национальное богатство: понятие, структура Национальное богатство.
- Защита конкуренции
- Сглаживание макроэкономических колебаний
- Пресечение асимметричной информации
- 78. Импорт капитала: основные причины и направления эффективного использования
- 80 . Первоначальное накопление капитала: источники и цель формирования
- Капитал, формирование первоначального капитала.
- 81. Социально – ориентированный рынок: понятие, особенности реализации
- 82. Кривая Лаффера – особенности влияния налоговой политики на рост производства и доходов
- 83. Понятия: благо, экономическое благо, продукт, товар, услуга.
- 88. Доходы населения: виды и источники формирования
- 89. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции