logo
Bytyk_Ekonom_teor

4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования

Эту модель трудно персонифицировать, поскольку за социал-демократически­ми вывесками, как и за социалистическими, ныне зачастую скрываются далекие от гражданского социализма течения и лица. Поэтому под социал-демократией здесь понимаются те изначально марксистские воззрения, которые зародились в XIX в. и которые, несмотря на многократные расколы, правый и левацкий ревизионизм, сохранили гуманистическое и социалистическое содержание на деле. Гражданско-социалистическая модель государственного регулирования находится как бы меж­ду кейнсианством и казенно-социалистической концепцией. С данной точки зре­ния она, во-первых, отрицает тотальность огосударствления, примат античастнособ­ственнической идеологии над экономическим интересом и доминирование команд­ных методов управления над экономическими. Во-вторых, признавая кейнсианскую фискальную и кредитно-денежную политику, эта модель предполагает их усиление, с одной стороны, за счет распространения госсектора на все крупные и олигополи-стические хозяйственные единицы и, с другой — через расширение бюджетного финансирования социальных программ с целью выравнивания стартовых условий развития экономических субъектов при повышении прогрессивности налогооб­ложения доходов и имущества, не допускающей вопиющего богатства немногих на фоне нищеты большинства.

Социал-демократическая концепция госрегулирования, по сути, означает утвер­ждение буржуазного, т. е. гражданского, социализма. Она синтезирует социальные достижения казенного социализма со свободой и правами гражданского общества. Реализовать такую модель наиболее трудно, ибо она зиждется, с одной стороны, на ограничении хищничества в поведении людей на базе диктатуры денег, прикрывае­мой демократическими процедурами, и, с другой стороны, на сдерживании соци­ального популизма и дестимулирующей уравниловки.

Буржуазный характер такого социализма будет существовать до тех пор, пока экономический интерес преобладает в частном бытии, пока духовные потребности человека неразвиты и не играют определяющей роли в мотивации его активности, пока сама эта активность не характеризуется доминированием духовного творче­ства в ней. Но на пути становления гражданского (буржуазного) социализма стоят и классовые антагонизмы внутри каждой страны, и противоречия между страна­ми, обостряемые национализмом и империализмом. Следовательно, гражданский социализм возможен только на базе, во-первых, ограничения классового эгоизма, а во-вторых — утверждения социалистического интернационализма. Буржуазный социализм есть форма мирного осуществления и разрешения межклассовых и межнациональных конфликтов, этап в движении к персоналистическому социа­лизму. Но пока можно говорить лишь о становлении самого буржуазного социа­лизма, предполагающего, в частности, совершенствование фискальной и кредитно-денежной политики.