logo
Экономика КурсЛ

4.3. Деньги и их функции

В экономической теории существует две концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционистская.

Рационалистическая концепция, господствовавшая до конца ХVIII века, объясняла происхождение денег как итог соглашения между людьми. В наши дни известные авторы также придерживаются этой концепции. Так, например, в двухтомнике П. Самуэльсона «Экономика» вообще не содержится раздела по истории возникновения денег, встречаются лишь вкрапления в текст типа «… в нашей системе широкое применение находят деньги. Поток денег – это источник жизненной силы нашей системы. Деньги служат нам также как мера стоимости»52. По существу деньги не определены, а принимаются как некая условность. Продуктом соглашения между людьми считает закрепление денежных функций за благородными металлами Дж. К. Гэлбрейт.

Эволюционистская концепция наиболее последовательно разработана К. Марксом, опиравшимся на идеи А. Смита и Д. Риккардо. Он рассматривал деньги как результат исторического процесса последовательной смены форм выражения стоимости в ходе развития товарного обмена.

Стоимость – общественное свойство товара. Она проявляется приравниванием одного товара к другому в процессе обмена, то есть как меновая стоимость.

1. Потребительная стоимость товара - эквивалента

- стоимости;

становится формой выражения своей противоположности


- абстрактного труда;


2. Конкретный труд, по созданию товара - эквивалента

становится формой выражения своей противоположности


- общественного труда;

3. Частный труд производителя товара - эквивалента

становится формой выражения своей противоположности


Для того, чтобы стоимость товара А (например, холста) «была выражена как сгусток человеческого труда, она должна быть выражена как особая «предметность», которая вещно отлична от самого холста и в то же время обща ему и другому товару»53.

Существует два полюса выражения стоимости:

Товары могут выразить свою стоимость не в самих себе, а косвенно, в потребительной стоимости других товаров, которые в данном меновом отношении играют роль эквивалента.

Относительная форма стоимости показывает, что все товары, различающиеся как потребительные стоимости, качественно однородны как стоимости, как сгустки абстрактного труда.

Эквивалентная форма стоимости имеет три особенности.

В процессе развития обмена форма стоимости (или меновая стоимость) прошла четыре этапа, поэтому различают четыре формы выражения стоимости.