logo
1-20

39. План социально-экономического развития Оренбургской области

Сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов разработаны на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, ориентиров и приоритетов социально-экономической политики Правительства Оренбургской области, а также итогов развития области в январе – мае 2013 года. Социально-экономическая политика Правительства Оренбургской области на среднесрочную перспективу определена и реализуется в соответствии с комплексным планом мероприятий по приоритетным направлениям деятельности Правительства Оренбургской области в 2011–2015 годах по выполнению послания Губернатора Оренбургской области «Стратегия прорыва. Программа действий до 2015 года». Основные направления деятельности Правительства Оренбургской области сосредоточены на следующих приоритетах: развитие человеческого капитала; экономическое развитие области; повышение эффективности и открытости власти. Прогноз сценарных условий социально-экономического развития на 2014–2016 годы разработан на вариантной основе. Первый вариант основан на проведении жесткой бюджетной политики. Динамика экономических показателей в 2013 году

сохраняет тенденции начала года. Годовые темпы роста валового регионального продукта в 2014–2016 годах оцениваются на уровне 2,1–3,1 процента. Второй вариант отражает развитие экономики в условиях стабилизации ситуации на мировых финансовых рынках, снижения процентных ставок по кредитам, реализации активной инвестиционной политики предприятий, повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса. В условиях второго варианта происходит перелом тенденции замедления экономического роста. В 2014–2016 годах экономический рост ускорится от 2,7 до 4,0%.

40. Экономический рост и его содержание.

Экономический рост — это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени. Долгосрочный экономический рост является одной из целей макроэкономической политики государства. Экономический рост определяется двояко:

1) как поступательный прирост реального объема ВВЦ, ВНД или ЧНД за счет увеличения объемов используемых экономических ресурсов и лучшего их использования без нарушения равновесия в краткосрочных периодах;

2) как реальный прирост ВВП на душу населения.

Различают три типа экономического роста:

экстенсивный, осуществляемый путем увеличения объемов используемых в производственном процессе ресурсов;

интенсивный, осуществляемый путем более эффективного, более производительного использования ресурсов на основе научно-технического прогресса и лучших форм организации производства;

смешанный, соединяющий интенсивный и экстенсивный типы.

Поскольку в экономике, как и в других системах, чистых форм, почти не существует, экономический рост можно считать смешанным. В зависимости от того, какие факторы превалируют, можно говорить о преимущественно интенсивном или преимущественно экстенсивном типе. Для измерения экономического роста используют следующие показатели:

Абсолютного прироста реального объема производства;

Темп прироста.

Условно все факторы экономического роста делят на три группы:

1) факторы спроса, обеспечивающие рост совокупных затрат, что способствует увеличению объемов производства и дохода;

2) факторы предложения, являющиеся определяющими в большинстве моделей, имеют сложную структуру, которая включает: природные ресурсы в их количественном и качественном выражении; объем и качество капитала; численность и качество трудовых ресурсов; технологический уровень; институциональные факторы; информационное обеспечение; организационные факторы и т. п.;

3) факторы распределения, касающиеся как распределения ресурсов, существенно влияющего на совокупное предложение, так и распределения произведенного внутреннего продукта и дохода, влияющего на совокупный спрос.

Источниками экономического роста являются:

экономические ресурсы, предлагаемые на рынке их собственниками;

рост производительности ресурсов на основе развития НТП.

41. Концепция устойчивого развития и самообеспечения региона.

Главной особенностью современного этапа развития цивилизации является активное воздействие общества на природу. Своей деятельностью человек вызывает столь сильное изменение окружающей среды, что она начинает оказывать обратное влияние на процессы в обществе, на деятельность людей. История Природы и история Человека смыкаются теперь уже на временных промежутках, равных жизни одного поколения. Все это требует пересмотра сложившихся философских, социально-экономических, политико-правовых представлений и концепций.

В последние два десятилетия люди начали осознавать, что в мире, где так много нужды и где окружающая среда ухудшается, невозможны здоровые общество и экономика. Экономическое развитие не может остановиться, но оно должно пойти по иному пути, перестав столь активно разрушать окружающую среду. Задача состоит в том, чтобы преобразовать это понимание в конкретные дела.

Сегодня проблемы взаимоотношения экономического роста и состояния окружающей среды получают свое решение в концепции «устойчивого развития» — непрерывного и длительного (без социальных потрясений и природных катастроф) существования человечества на планете

Впервые термин «устойчивое развитие» был сформулирован на 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1987 г. и получил дальнейшую разработку на конференции ООН «Рио-92» (Бразилия) и «Экофоруме-94» в Манчестере (Англия). I Эта концепция, в отличие от предыдущих моделей мирового развития, предлагает связать воедино и поставить во взаимозависимость развитие научно-технического прогресса и связанного с ним экономического роста с решением экологических проблем. Таким образом, экологический фактор непосредственно включается в процесс развития.

Для реализации стратегии устойчивого развития региона необходимы:

— политическая система, обеспечивающая эффективное участие граждан в процессе принятия решений;

— экономическая система, способная создавать продукцию и технические знания на базе самообеспечения и устойчивости; — социальная система, которая предусматривала бы механизмы предупреждения и устранения конфликтных ситуации, связанных с негармоничным развитием;

— производственная система, основанная на признании необходимости учета экологического фактора в процессе развития; — технологическая система, способная к изысканию все новых решений;

— административная система, гибкая и способная к самокритике.

Особо следует подчеркнуть, что устойчивое, экологически безопасное развитие не может быть обеспечено в условиях войн всех видов или их угрозы, растраты любым государством интеллектуальных и природных ресурсов на цели вооружения.